На каком токе следует заряжать аккумулятор

Содержание
  1. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.
  2. Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
  3. Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
  4. Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
  5. Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
  6. Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
  7. Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?
  8. Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»
  9. Надо заряжать или не надо?
  10. Возможен ли заряд на морозе?
  11. Как заряжать при нечастых поездках?
  12. Зарядное устройство или генератор — что лучше заряжает?
  13. Какой должен быть режим заряда?
  14. Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?
  15. Можно «прикуривать» от другой машины?
  16. На каком токе следует заряжать аккумулятор
  17. Как работает аккумулятор
  18. Как проверить заряд аккумулятора
  19. Когда батарею нужно заряжать
  20. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
  21. Техника безопасности при зарядке АКБ
  22. Итак, совсем коротко

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Читайте также:  Сколько герц выбрать для телевизора

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»

Наполнять банку электричеством — выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными — как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их ­электричеством?

Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них — малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые — полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.

Надо заряжать или не надо?

Возможен ли заряд на морозе?

Как заряжать при нечастых поездках?

Зарядное устройство или генератор — что лучше заряжает?

При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля — самый правильный и полезный для АКБ.

Задача стационарного зарядного устройства — восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля ди­апазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.

Какой должен быть режим заряда?

Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Можно «прикуривать» от другой машины?

Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» авто­мобиля.

Читайте также:  Что такое d sub на телевизоре

Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

  • В ассортименте интернет-магазина «За рулем» есть недорогие и проверенные временем зарядные устройства Тамбовского завода. Отличный подарок и себе, и товарищу-автолюбителю!

Источник

На каком токе следует заряжать аккумулятор

Как работает аккумулятор

Двигателю автомобиля и многим другим его системам для нормального функцио­нирования требуется электри­чество. Когда мотор заведён, проблем с этим обычно нет: через приводной ремень он вращает генератор, который поддер­живает в бортовой электросети необходимое напряжение. Но чтобы запустить двигатель, тоже требуется электричество. Его и запасает аккумулятор. Он же помогает генератору при пиковых нагрузках на электросистему.

Автомобильный аккумулятор представляет собой корпус, который внутри разделён на секции («банки»). В 12-вольтовой батарее легкового авто­мобиля их шесть. Внутри каждой секции располагаются положительно и отрицательно заряженные пластины, погружённые в токо­проводящую жидкость (электролит). При подключении нагрузки (потребителя электро­энергии) запускается реакция, в процессе которой химическая энергия преобразуется в электри­ческую благодаря распаду элементов. При зарядке, наоборот, под действием электри­чества восстанавли­ваются химические связи, что позволяет «накопить» заряд. О конструкции и типах автомобильных аккумуляторов мы уже подробно рассказывали. Важно помнить, что вне зависимости от вида кислотные аккуму­ляторы не любят полного разряда, заметно снижающего их ресурс.

Как проверить заряд аккумулятора

Неважно, какой АКБ установлен на вашей машине, его заряд нужно контроли­ровать, особенно после долгой стоянки. Электриче­ство из батареи постепенно расходуют охранная система и дополни­тельное оборудо­вание вроде аудио­системы. Неизбежен и саморазряд аккумулятора из-за протекающих в нём химических процессов, перепадов температуры и т.п.

В движении батарея подзаряжается от генератора, но при коротких поездках выдава­емого тока может быть недостаточно для полноценного восстанов­ления заряда АКБ — поэтому запас электри­чества в нём может постепенно «таять».

Для проверки заряда вам потребуется вольтметр или мультиметр. Заглушите автомобиль и выключите все потребители (фары, мульти­медийную систему и пр.). Выставьте на приборе предел измеря­емого напряжения на уровне 20 В (для стандартного легкового аккуму­лятора), снимите защитные колпачки с клемм АКБ и соедините щупы прибора с контактами батареи. Внимательно проследите за поляр­ностью — если её перепутать, приборы попроще просто ничего не покажут. На экране прибора появится значение напряжения. Оно будет выше номинальных 12 вольт.

Измерения рекомендуется проводить при комнатной температуре электролита. Стоит учесть, что на холоде его плотность увеличи­вается (как и при заряде аккумулятора), а если батарея не успела остыть после работы, то, наоборот, падает.

При нормальной температуре измерения 100-процентный заряд примерно соответ­ствует напряжению 12,7–12,9 В на клеммах АКБ. Потеря каждой десятой доли вольта — это уменьшение заряда примерно на 10%. То есть напряжение в 12,4 В сообщает о 70% заряда, а 12,2 В — о 50%.

Для АКБ с возможностью обслуживания удобнее воспользоваться прибором, измеряющим плотность жидкости, — ареометром. Для проверки плотности электролита нужно дождаться его остывания (5–10 минут после нагрузки на батарею), выкрутить пробки и погрузить прибор в электролит каждой колбы согласно инструкции. Считайте показания с прибора: у исправной заряженной батареи плотность электролита должна составлять 1,27 г/см³. Падение плотности на 0,01 г/см³ означает потерю около 6% заряда.

Во многих необслуживаемых аккумуляторах сбоку есть небольшое окошко. Его цвет меняется в зависимости от плотности электролита. Так тоже можно отслеживать уровень заряда, но этот метод очень неточный.

Когда батарею нужно заряжать

Небольшая «недозаряженность» аккумулятора ему не повредит: при следующей поездке его наверняка подпитает генератор автомобиля. Но если при проверке напряжения на батарее вы обнаружили, что заряд опустился ниже 85%, аккумулятор лучше зарядить. Особенно если предполагается долгий (в течение недели и больше) простой машины без движения. Это продлит срок службы батареи и убережёт её электроды от необратимой сульфатации.

Сульфатация — процесс образования на пластинах сульфата свинца. Он образуется при реакции свинца с серной кислотой и оседает на электродах плёнкой, уменьшающей площадь контакта свинцовых пластин с электролитом. Что, в свою очередь, снижает ёмкость батареи в целом.

Когда процент разряда невелик, оксида осаживается немного и затем он растворяется в процессе цикла зарядки. Если же АКБ разряжена сильно, то химическая реакция при накоплении заряда будет протекать не так активно, и плёнка не уйдёт целиком. К тому же этот процесс имеет накопитель­ный эффект и со временем может привести к тому, что батарея будет неспособна накопить достаточно заряда даже для одного запуска двигателя.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора продлит срок его службы. Эффективнее и быстрее АКБ запитается при комнатной температуре, поэтому советуем выбрать тёплое помещение. Также нужно позаботиться о хорошей вентиляции: при протекании электрического тока через электролит начинают выделяться токсичные для человека пары. По этой причине лучше не ставить аккумуляторы на зарядку в квартире. Если другого места нет, отнесите батарею в нежилую комнату, закройте двери и откройте окно.

Перед тем, как приступить к зарядке, осмотрите аккумулятор на предмет наличия потёков и вздутия корпуса. Когда электролит вытекает или кожух деформи­рован, такую АКБ нельзя не только заряжать, но и эксплуати­ровать. Если признаков неисправ­ности нет, нужно помыть её от пыли и грязи, лучше раствором соды, которая нейтрализует выделяющуюся из аккумулятора кислоту. Затем необходимо очистить контактные клеммы от окислов, если они образовались. Это можно аккуратно сделать с помощью наждачной бумаги.

Если вы принесли аккумуляторную батарею с холода, оставьте её в тепле на некоторое время, чтобы электролит прогрелся до комнатной температуры.

Восстановить заряд можно специальным зарядным устройством (ЗУ). Оно состоит из транс­форматора и выпрямителя. Устройство преобразует переменный ток из бытовой электрической сети в постоянный. Для эффективной и безопасной зарядки лучше выбирать программиру­емое ЗУ, на котором можно вручную отрегулировать выдаваемый ток и напряжение.

Перед тем как приступить к процессу зарядки, нужно выбрать подходящий способ. Восстанав­ливать заряд можно в режимах постоянного значения тока или напряжения. Зарядка постоянным током быстрее, но требует регулярного вмешатель­ства. В случае с постоянным напряжением процесс идёт дольше, зато не требует постоянного контроля параметров. А ещё он более щадящий для батареи.

Какой бы метод вы ни выбрали, нужно внимательно изучить информацию о допустимом предель­ном токе и напряжении для вашего аккуму­лятора и не превышать эти значения. Их можно найти в инструкции или на корпусе батареи.

Читайте также:  Что можно поесть перед телевизором

У «обслуживаемых» АКБ нужно выкрутить пробки из «банок». Совсем убирать их не надо. Выкрученные из резьбы и неплотно вставленные в гнёзда заглушки будут одно­временно защищать электролит от попадания грязи и служить клапаном для сброса избыточного давления образовы­вающихся паров. В современных батареях есть специальный обратный клапан для стравли­вания лишнего давления.

Теперь можно присоединить зарядное устройство к АКБ и начать зарядку:

  • Подключите провода ЗУ к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность. Сначала нужно закрепить плюсовой провод (обычно он красный), затем минусовой (чаще всего он чёрный).
  • Включите прибор в сеть.

Зарядка постоянным током

  • Установите на ЗУ защитное значение напряжения на уровне максимально допустимого для АКБ (если такая функция есть на устройстве).
  • Отрегулируйте на ЗУ силу тока — в пределах 8–10 А. Чем ток меньше, тем дольше, но «безболез­неннее» будет заряжаться батарея. Также это благотворно влияет на её фактическую ёмкость.
  • Значение напряжения будет постепенно расти — его нужно контроли­ровать на дисплее или шкале зарядного устройства.
  • Когда значение напряжения станет равным предельно допустимому для АКБ, уменьшите подаваемый ток вдвое. В процессе зарядки электролит не должен перегреваться и кипеть. Если вы услышите характерное бульканье, нужно понизить ток, не дожидаясь критического подъёма напряжения.
  • После уменьшения тока напряжение снизится, но через некоторое время снова начнёт расти. Продолжайте зарядку на этой силе тока, пока напряжение вновь не достигнет порогового значения.
  • Аккумулятор близок к полному заряду, когда ток будет необходимо снизить до минимальных 0,25–0,5 А. В этом режиме батарею стоит оставить ещё на 1–2 часа, напряжение должно оставаться неизменным.
  • АКБ заряжен, выключите ЗУ из розетки.
  • Отсоедините сначала минусовой, а затем плюсовой провод ЗУ от контактов батареи.
  • Дайте АКБ остыть до комнатной температуры.
  • Измерьте напряжение на клеммах аккумулятора мульти­метром или плотность электролита ареометром.
  • Если плотность недостаточна, снова подключите ЗУ, выставьте на нём силу тока 0,25–0,5 А и оставьте ещё на несколько часов.
  • Обычно для зарядки требуется не более 12 часов.

Зарядка постоянным напряжением

  • Проверьте, есть ли в ЗУ автоматическое ограничение силы тока. Оно должно быть на уровне до 25 А. Если встроенной функции нет, выставьте ограничение вручную.
  • Установите на ЗУ значение подаваемого напряжения на уровне предельно допустимого для аккумулятора.
  • Ток резко возрастёт, затем значение начнёт быстро уменьшаться.
  • Оставьте АКБ в таком состоянии. Сила тока будет самостоятельно снижаться по мере накопления заряда батареей.
  • Время, необходимое для восстановления заряда, зависит от ёмкости и процента разрядки. Обычно процедура занимает больше суток, но состояние аккумулятора нужно периодически проверять.
  • Когда ток зарядки упадёт до 0,25–0,5 А, зарядку можно считать оконченной.
  • Если в процессе электролит начнёт закипать, нужно отключить ЗУ, дать батарее остыть и после этого продолжить зарядку.
  • После завершения зарядки отключите устройство от сети и отсоедините провода от клемм (сначала плюсовой, затем минусовой).
  • Дайте батареи остыть и после этого измерьте заряд или плотность электролита.
  • Если полученные цифры говорят о том, что АКБ зарядился менее чем на 90%, подключите ЗУ, выставьте предельное напряжение и дождитесь, пока потребляемый ток не снизится ещё на 0,1–0,2 А.

Такими способами можно заряжать свинцово-кислотные аккуму­ляторы всех типов. Рекомендуется прекращать зарядку сразу по достижении требуемых значений тока или напряжения. Если пытаться дальше заряжать аккумулятор, то накопленный заряд не станет больше, а электролит перегреется. Это может привести к падению его уровня (в необслужи­ваемых батареях его невозможно долить), а также к осыпанию пластин.

Многие современные зарядные устройства имеют встроенную автоматику — она сама контролирует уровни тока и напряжения, существенно упрощая процесс подзарядки аккумулятора. По окончании процесса электроника отключает или уменьшает подачу электри­чества до минимума, также может подавать звуковой сигнал. И всё же рекомендуется периодически самостоятельно проверять показатели на дисплее или мультиметром: электроника иногда срабатывает некорректно.

Техника безопасности при зарядке АКБ

Аккумуляторные батареи содержат опасную для человека и животных концентри­рованную кислоту, а при нагреве электролита выделяются токсичные и горючие пары. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности и обязательно использовать средства индивидуаль­ной защиты.

  • Надевайте перчатки и защитные очки.
  • Выберите одежду, полностью закрывающую кожу. Желательно такую, с которой потом не жалко расстаться: даже несколько капель кислоты быстро разрушают ткань.
  • Исключите появление открытого огня и искр в помещении.
  • Не трогайте клеммы и другие открытые токопроводящие элементы в процессе зарядки.
  • Не переворачивайте и не трясите АКБ. Это особенно важно для батарей с жидким электролитом.
  • В случае вытекания/разбрызгивания электролита не пытайтесь стереть его тряпкой. На такой случай стоит иметь под рукой концентри­рованный раствор соды или любой щёлочи — они нейтрализуют кислоту.
  • Не накрывайте аккумулятор и зарядное устройство.
  • Зарядку можно проводить без снятия батареи с автомобиля. При этом нельзя включать бортовую электронику и мощные потребители тока.

Итак, совсем коротко

– Все АКБ со временем разряжаются. Их заряд можно проверить с помощью мультиметра или ареометра (для батарей со свободным доступом к электролиту).

– Генератор не всегда может обеспечить полную зарядку аккумулятора. Если вы обнаружили снижение заряда более чем на 15%, батарею лучше зарядить.

– Сильный разряд АКБ приводит к сульфатации токопроводящих пластин. В итоге это снижает ёмкость батареи.

– Заряжать можно только исправный аккумулятор. Это стоит делать при комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении.

– АКБ можно заряжать с постоянным значением тока или напряжения. Зарядка постоянным током быстрее, но изнашивает батарею. При поддержании уровня напряжения потребуется больше времени, но процесс пройдёт эффективнее.

– Перед тем, как начать зарядку, изучите характеристики своей батареи. Предельные допустимые значения тока и напряжения указаны на этикетке аккумулятора, их не стоит превышать.

– Для зарядки используют специальные устройства, преобразующие напряжение и ток бытовой электрической сети в подходящие для АКБ значения. Для зарядки аккумулятора нужно вручную задать параметры тока или напряжения на ЗУ. Некоторые ЗУ могут работать в автоматическом режиме, но его лучше контролировать.

– Контролируйте процесс — электролит не должен активно кипеть. Если это происходит, на время отключите зарядное устройство и дайте батарее остыть.

– Не перезаряжайте аккумулятор, это может ему навредить.

– АКБ можно заряжать на автомобиле. При этом не забудьте выключить бортовую электронику.

– При работе обязательно используйте средства индивидуальной защиты и соблюдайте технику безопасности.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector