- Всё, что нужно знать о телевизионных рейтингах
- РЕЙТИНГ И ДОЛЯ
- РЕЙТИНГ И РЕКЛАМА
- КАК СЧИТАЮТ РЕЙТИНГИ
- ЧТОБЫ РЕЙТИНГИ ВЗМЫЛИ ВВЕРХ
- Как определяют рейтинг телепередач? ТВ-аудитория. Телевизионная программа
- Основные понятия рейтинговой индустрии
- Неравномерные телевизионные рейтинги
- Кто и с какой целью проводит измерения?
- Типы полученной информации и медиапланирование
- Как подсчитывается рейтинг телепередачи: экономный вариант измерения
- ТВ-метры
- Креативные идеи и новые подходы
- Огрехи и неточности измерений
- Взлёты и падения
Всё, что нужно знать о телевизионных рейтингах
Телевизионные рейтинги — неотъемлемая составляющая медиабизнеса. Любой коммерческий телеканал ответственен перед своими акционерами и напрямую заинтересован в получении прибыли. Поэтому главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей. Сделать это можно только одним способом — совершенствуя контентную политику, убирая те фильмы и телепередачи, которые не пользуются интересом у аудитории, и, заменяя их теми, которые по какой-то причине телезрителям понравились. Законы телевизионного мира не менее суровы, чем законы выживания в африканских или индийских джунглях. Стоит ошибиться раз или два, сделав скучную серию или выпуск телешоу, — и вот уже более удачливые коллеги наступают тебе на пятки. Главный критерий успеха — пресловутый рейтинг, именно его необходимо признать абсолютным монархом страны под названием Телевидение.
РЕЙТИНГ И ДОЛЯ
На самом деле рейтинги бывают разные. Во-первых, профессиональные телевизионщики всегда отличают собственно рейтинги от так называемой доли. По устоявшейся терминологии, рейтинг — это процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей вообще. Доля же — процент от количества телезрителей, которые смотрят данную телепередачу, к количеству телезрителей, включивших телевизор прямо сейчас. Это связано с тем, что в разное время количество зрителей у телевизора неравномерно. Существует не менее устоявшееся понятие прайм-тайм — это утро, когда все собираются на работу, а главным образом вечер, когда все возвращаются домой и включают телевизор. Программа или сериал, которая показывает высокую долю в прайм-тайм, в этом случае будет признана более успешной, нежели аналогичная передача с высоким рейтингом, идущая, например, в дневное время.
Универсальной методики оценки из-за множества критерий, по большому счету, не существует
Во-вторых, важно помнить, что аудиторию разных каналов нельзя оценивать одинаково: она может зависеть от региона или страны, а еще есть тематические телеканалы с мужской или женской, возрастной или детской аудиторией. Универсальной методики оценки, которая бы устраивала всех, по большому счету, не существует. Понятно только, что нельзя оценивать по одному шаблону эфирное и кабельное или спутниковое телевидение хотя бы по той причине, что в первом случае телезритель выбирает из 15-20 телеканалов, а во втором — из 100-200! Даже небольшое повышение доли кабельного или спутникового телеканала на порядок ценнее, потому что выбор изначально в несколько раз богаче.
РЕЙТИНГ И РЕКЛАМА
Именно рейтинг является основой для расчета стоимости рекламного времени на телевидении. Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение, при этом траты на телевизионную рекламу продолжают расти — в прошлом году они увеличились в мире на 4,3%. И если еще два-три года назад казалось, что телевидение начинает проигрывать конкуренцию более модному и быстро растущему интернет-рынку , то теперь чаша весов опять качнулась в сторону телевидения.
Главная цель телеканала — привлечь как можно больше телезрителей
Маркетологи связывают это с тем, что телевизионные компании освоили интернет, развили собственные сетевые сервисы и мобильные приложения. Кроме того, телевидение начинает активно выступать как игрок на рынке наружной рекламы — уличная плазма с телевизионной трансляцией, разбитой рекламными роликами, признается все более эффективной.
Даже такое, казалось бы, неоспоримое преимущество интернет-рекламы как таргетированность, т. е. возможность показывать рекламу для определенного типа пользователей, в принципе доступна и на коммерческом телевидении. Так, DirecTV, крупнейший спутниковый телеоператор США, применяет таргетинг уже в 10% всей рекламы.
КАК СЧИТАЮТ РЕЙТИНГИ
Рейтинги делятся на фактические и прогнозные. По фактическим можно уверенно судить, имела ли успех рекламная кампания, и каким было реальное телесмотрение. Прогнозные направлены в будущее и являются предполагаемыми. Именно на них опираются работники телеканала, когда формируют эфир. Именно в зависимости от прогнозных рейтингов передачи, фильмы, выпуски новостей и реклама расставляются в эфирной сетке в определенном порядке, именно прогнозные рейтинги предлагаются рекламодателю.
Наибольшая доля рекламного рынка — 57,6% — традиционно приходится на телевидение
Рейтинги считаются разными методами. Есть электронные счетчики, которые позволяют понять, какое количество радиоприемников или телевизоров были настроены в тот или иной отрезок времени на ту или иную волну. Есть практика телефонных опросов. Применяется также анкетирование. Все эти способы используются в комплексе, и все равно данные не до конца объективны. Кроме того, сложно подсчитать, сколько человек смотрят телевизор не дома, а, скажем, в баре, в очереди или в аэропорту.
Американские исследователи даже придумали прибор, который может автоматически фиксировать лицо зрителя, повернутое в сторону телеэкрана! Затею не одобрили: граждане США сочли, что это вмешательство в личную жизнь. Кроме того, если вдуматься, многие из нас дремлют в уютном кресле, обратив лицо к экрану, но нельзя же, в самом деле, считать это смотрением программы!
ЧТОБЫ РЕЙТИНГИ ВЗМЫЛИ ВВЕРХ
Рейтинги чем-то похожи на биржевые индексы. Любое внешнее воздействие может перекроить всю картину, так, например, рейтинги информационных телеканалов резко растут, если происходят какие-то природные или политические волнения. Когда во второй половине августа 2011 года в США сначала произошло сильное землетрясение, а следом пришел ураган «Ирэн», парализовавший общественный транспорт, в том числе и аэропорты, рейтинги новостных программ выросли в 3,5 раза, а в некоторых штатах и больше!
Рейтинги информационных каналов резко растут, если происходят, например, природные катаклизмы
Самыми удачливыми в этом отношении оказались, разумеется, телеканалы о погоде, например, Weather Channel: его аудитория в дни урагана была выше, чем у Fox News и CNN. Так что кому-то природные катаклизмы и инопланетные вторжения в случае чего точно пойдут на пользу.
Как определяют рейтинг телепередач? ТВ-аудитория. Телевизионная программа
С ростом популярности телевидения измерение рейтингов телепередач превратилось в обязательную составляющую медиабизнеса. В ведении подсчётов и их анализе заинтересованы не только каналы, акционеры и спонсоры, но и сама ТВ-аудитория.
Первым полученные статистические данные предоставляют возможность регулировать проводимую телевизионную политику, в то время как для зрителей рейтинг является тем рычагом, посредством которого они влияют на законы мира телевидения. Эта подробная статья избавит от вопросов и позволит понять, как определяют рейтинг телепередач.
Основные понятия рейтинговой индустрии
С английского языка слово «рейтинг» переводится как «оценка». Он представляет собой процентную характеристику, полученную из подсчёта соотношения телезрителей, смотрящих конкретную передачу в течение определённого периода времени, к общей численности существующей зрительской аудитории вообще. Рейтинг просмотров телепередач измеряется только среди части населения старше 4 лет, проживающей в крупных городах, где число жителей превышает отметку в 100 тыс. человек.
Ещё одним профессиональным термином телеизмерений является доля – это уточняющий показатель, который определяется, исходя из соотношения между количеством зрителей, реально смотрящих программу, и людьми, только включившими телевизор в данный момент времени или бесцельно переключающими каналы.
Последняя группа является как бы потенциальной аудиторией для каждой конкретно взятой передачи. Телевизионная программа и её глобальный успех, таким образом, зависит и от данных рейтинга, и от подсчитанной доли. В совокупности они отражают реальные пристрастия и желания аудитории.
Неравномерные телевизионные рейтинги
Распределение реального и потенциального количества телезрителей при просмотре ими передач происходит неравномерно, что связано со многими факторами. Большое значение имеет время суток; так, телевизионная программа может попадать в утренние или вечерние часы прайм-тайм, когда даже у неприметной трансляции есть шанс высоко подняться, ведь люди хотят посмотреть хоть что-нибудь перед выходом на работу или по возвращении с неё.
Для понимания того, как определяют рейтинг телепередач, также необходимо учитывать, что исчисление происходит по-разному в зависимости от типа телевидения: эфирного или кабельного (спутникового). В первом варианте человек останавливает свой выбор на одном из примерно двадцати каналов, в то время как во втором случае – на одном из 100, 150 и более! Нацеленность на определенную аудиторию и её вкусы, играя на руку опытным телевизионщикам, в свою очередь, также порождает различия в системе. Поэтому рейтинг развлекательных телепередач, новостей, детских программ, «стильных», эффектных ток-шоу не падает практически никогда – на них есть непреходящий спрос. Специалисты анализируют интересы людей и, основываясь на них, корректируют телевизионную сетку.
Кто и с какой целью проводит измерения?
Процесс подсчёта рейтинговых данных в России осуществляется благодаря деятельности монополистической в этой сфере организации TNS GALLUP-MEDIA. Эта компания занимается измерениями во всех областях СМИ: радиовещание, Интернет, журналы и газеты. Полученные сведения являются единственными, признающимися официальными.
Зачем «Гэллап» это делает? Очевидно, для выгоды. Рейтинг – это своеобразная телевизионная валюта, тесно связанная с рекламой и интересная, в первую очередь, для рекламодателя. Телевидение и телепередачи выступают продавцами эфирного времени и служат для привлечения зрительского внимания, поэтому рекламные агентства, желающие продвинуть свою продукцию, не должны ошибиться с выбором. В этом случае им и помогает математическая статистика, именуемая рейтингом. Она позволяет сделать выводы о рентабельности покупки определённого телевизионного бренда и вложения в него денежных средств с целью продвижения своих товарах в рамках рекламы в период показа конкретной программы.
Типы полученной информации и медиапланирование
Измерение происходит в русле науки социологии и разделяется на 2 категории: выявление фактических и прогнозных данных. Первый тип позволяет сделать выводы о реальном телесмотрении конкретной программы и её успешности у населения. Он определяется сразу же после окончания эфира передачи.
Прогнозный рейтинг является предполагаемым, ориентирован на рекламных агентов, но необходим и телевещателям. Первым этот вид данных нужен для планирования собственных долгосрочных кампаний, последним – для того, чтобы выявить потенциально возможный успех передачи, в зависимости от чего она будет сначала закуплена, а затем выставлена в эфирной сетке на определённом месте в конкретное время.
Зачастую прогнозирование строится на основании данных прошлых итогов и результатов, а осуществляется как посредством деятельности исследовательских организаций, так и, при желании, самими каналами.
Но всё же, вне зависимости от вида, как определяют рейтинг? Телепередач и людей, казалось бы, множество, и спросить у каждого о телевизионных вкусах – невыполнимая задача. Однако всё осуществляется куда проще – посредством уже проверенных способов, часто с помощью современных технологий.
Как подсчитывается рейтинг телепередачи: экономный вариант измерения
«Дневники телезрителя» используются, как и прочие методы исследования, в рамках общего сбора информации с панельной выборки домохозяйств, где имеется хотя бы один работающий телеприёмник.
Для телеизмерения производится отбор одного или нескольких городов, которые разбиваются на избирательные участки. В них выбирают домохозяйства, причём для большего разнообразия исследуемые семьи стратифицируются – делятся на группы по одному или нескольким объединяющим их характеристикам (роду занятий, финансовому положению и пр.).
Дневник же представляет собой таблицу, где вертикальный столбец обозначает или телевизионные каналы, или передачи – в зависимости от того, рейтинг чего необходимо выявить, а горизонтальный – время суток, разбитое на промежутки по 15 минут. Материал выдаётся всем членам согласившейся на исследование семьи (домохозяйства), и каждый заполняет его в зависимости от своих личных зрительских пристрастий.
ТВ-метры
Они же – электронные счетчики. Представляют собой специальные вычислительные устройства, которые позволяют установить и зарегистрировать, какое совокупное число телевизоров и радиоприемников было настроено в конкретный период времени на определённую волну.
Этот «умный» механизм является ещё одной составляющей того, как определяют рейтинг телепередач, и даёт возможность идентифицировать начало просмотра передачи с точностью до секунды.
Датчик встроен в приёмник. При использовании устройства тем или иным членом домохозяйства требуется регистрация, осуществляемая путём нажатия специальной, закрепленной за каждый человеком в семье, кнопке на пульте. После этого действия электронный счётчик начнёт автоматический подсчёт всех переключаемых каналов и телепрограмм, производимых на конкретном телевизоре, после чего ночью собранные сведения о телесмотрении будут переданы в московский центр обработки данных.
Главный недостаток устройства – привязка к стационарному домашнему телефону, который у многих отсутствует или вообще, или в конкретный отрезок времени (например, летом на даче).
Также используются анкетирование и телефонные опросы.
Креативные идеи и новые подходы
Новаторские методы и решения для подсчёта рейтинговых данных предлагались неоднократно. Например, американская компания выпустила прибор, способный автоматически фиксировать лицо, повернутое в сторону телеприёмника. Эта идея была отвергнута населением, посчитавшим внедрение подобного устройства в дом не только вмешательством в личную жизнь, но и недостаточным основанием для вынесения выводов, ведь человек, просто обращенный к телевизору, не всегда непосредственно смотрит передачу.
Уже упомянутая организация «Гэллап», совместно с лидирующей в США компанией по анализу рейтинга среди радиослушателей, разработала устройство, внешне напоминающее пейджер. Он регулярно носится исследуемым респондентом и с максимально возможной точностью фиксирует информацию о просмотре телепрограмм как во время пребывания человека дома, так и за его пределами.
Огрехи и неточности измерений
Большинство перечисленных методов применяются в совокупности, однако исследователи отмечают несовершенство каждого из них. «Дневники телезрителя», хотя и являются более распространенным и дешёвым видом измерения, отражают далеко не точные результаты, содержат существенные погрешности.
Электронные приборы дороже и доступ к ним у опрашиваемого респондента имеется не всегда, ведь большинство устройств привязано к домашним телевизорам. Не учитывается просмотр телепрограмм в местах работы людей или на различных развлекательных площадках. Также человек может не смотреть передачу в действительности, а включить её лишь для фона. Кроме того, опросы совершенно игнорируют население маленьких городов и деревень, в то время как у их жителей могут быть свои телевизионные предпочтения.
Однако все эти ложные или неполные данные всё равно засчитываются как реальные. Почему? Потому, что на сегодняшний момент эти существующие варианты – единственная возможность директоров каналов сделать более-менее реальные выводы о том, какие передачи предпочитает смотреть зритель.
Совершенствование рейтинговой индустрии происходит с каждым годом, методы исследования становятся всё точнее и лучше для того, чтобы отражать как можно более объективную, реальную ситуацию на рынке телевидения.
Взлёты и падения
Рейтинги во многом схожи с биржевыми показателями в виду своей непостоянности. Любые внешние причины могут кардинально изменить ситуацию внутри всего бизнеса. Обычно абсолютное изменение картины провоцируется мировыми или внутригосударственными политическими волнениями, когда большинство жителей прибегает к помощи новостных программ для ориентирования в ситуации, отчего рейтинги этих передач значительно вырастают.
Та же ситуация наблюдается при серьёзных климатических и природных аномалиях: так, несколько лет назад по территории США сначала прошлось сильное землетрясение магнитудой 5,8, следом за которым прокатился ураган «Ирэн», выведший из строя аэропорты и общественный транспорт. В это время рейтинги передач о погоде увеличились более чем в 3 раза, а в некоторых штатах, на которые пришлись самые серьёзные разрушения, этот показатель оказался даже выше.
Таким образом, любая нестабильность внешнего мира может привести к серьёзным изменениям в рейтинговой системе. Задача грамотных медиа-планировщиков и телевизионщиков – быстро среагировать на резкие, скачкообразные перепады и подстроить эфир под актуальные запросы.