- Топ-3 версий Щелкунчика
- Большой театр, редакция Юрия Григоровича
- Мариинский театр, редакция Михаила Шемякина
- Мариинский театр, редакция Василия Вайнонена
- «Щелкунчик» по всему миру: культовые постановки
- Самая культовая: Большой театр, хореография Юрия Григоровича
- Самая первая: Мариинский театр, хореография Василия Вайнонена
- Самая оптимистичная: Городской балет Нью-Йорка (New York City Ballet), хореография Джорджа Баланчина
- Самая многонациональная: Королевский театр в Ковент-Гардене, хореография Питера Райта
- Самая хулиганская: Американский театр балета (American Ballet Theatre), хореография Алексея Ратманского
- Куда пойти на «Щелкунчика»? 10 вариаций знаменитой сказки в предновогоднем Петербурге
Топ-3 версий Щелкунчика
«Щелкунчик» входит в тройку самых известных балетов Петра Ильича Чайковского. Круглый год он присутствует в репертуаре почти всех театров мира, а под Новый год и Рождество его особенно часто можно увидеть в афишах. Анастасия Исаева рассказывает про три самых атмосферных версии постановки.
Большой театр, редакция Юрия Григоровича
Юрий Григорович — автор множества балетов, живой классик, обладатель различных профессиональных наград, поставил «Щелкунчика» в лучших традициях Большого театра. Эффектное оформление спектакля создал соратник балетмейстера — художник Симон Вирсаладзе.
Танец солистов отражает почерк Григоровича — эффектные и высокие поддержки в дуэте, филигранную технику, легкость и воздушность в вариации Маши, а также высокие прыжки и пируэты в мужском танце. Не менее интересны танцы второго акта: «Испанский», «Китайский», «Восточный» и другие. Каждый из них по-своему ярок, а стилистические нюансы создают гармоничную завершенность. Наконец, обратите внимание и на хореографию кордебалета. «Вальс снежных хлопьев» и «Розовый вальс» демонстрируют оригинальные узоры и перестроения, создают эффектные хореографические формы.
Непревзойденная музыка Петра Чайковского сделала этот спектакль «вечным», а хореография Юрия Григоровича — динамичным, интересным как взрослым, так и детям.
Мариинский театр, редакция Михаила Шемякина
В 2021 году постановке исполнилось 20 лет, за это время спектакль показали более 150 раз при полном аншлаге. Михаил Шемякин выступил одновременно автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером. В создании спектакля ему помогал балетмейстер Кирилл Симонов, чья хореография отличается от классических интерпретаций большей свободой движений, динамикой, интересными позами и оригинальными решениями. Например, «Вальс снежных хлопьев» здесь представляет собой смесь неоклассики и современного танца, а законы классического балета игнорируются: смена положений рук и ног у балерин происходит не в соответствии с общепринятыми позициями.
Выделяет спектакль и неординарное оформление: упомянутый уже «Вальс снежных хлопьев» по версии Михаила Шемякина исполняется танцовщиками в черных костюмах и на темной сцене. Главные герои временами теряются среди гигантских предметов кухонной утвари — такое противопоставление рождает интересный визуальный ряд.
Все это делает балет особенным, сильно отличающимся от традиционных версий.
Мариинский театр, редакция Василия Вайнонена
А вот редакция Василия Вайнонена является самой классической из всех классических версий «Щелкунчика». Именно поэтому в хореографических училищах и академиях балета часто танцуют различные отрывки из этого спектакля. По этой же причине его, пожалуй, можно рекомендовать для самого первого просмотра. Тем более, что его «Щелкунчик», впервые поставленный в 1934 году, пережил несколько возвращений и по сей день украшает афиши многих театров.
По стилю и законам построения постановка Вайнонена очень напоминает работы Мариуса Петипа — значительная роль отведена кордебалету с различными хореографическими рисунками, гармонично выстроены сольные партии главных героев, от адажио до финального па-де-де.
«Щелкунчик» по всему миру: культовые постановки
В 2016-м балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» исполняется 124 года. За это время его ставили бесчисленное количество раз. Мы собрали для вас самые запоминающиеся, на наш взгляд, постановки, которые можно увидеть в разных театрах мира и сейчас.
Самая культовая: Большой театр, хореография Юрия Григоровича
Версию Юрия Григоровича интересно смотреть и детям, и взрослым: каждый поймет ее по-своему. Юные зрители будут в восторге от декораций и костюмов Симона Вирсаладзе, взрослые оценят знаменитое па-де-де Феи Драже, «Вальс цветов», а заодно получат повод к размышлению. Спектакль 1966 года превратил детскую сказку в философское рассуждение о недостижимости идеала, наполненное гофманским мистицизмом и таинственностью. Во многом благодаря этой постановке «Щелкунчик» стал классикой XX века, которую хоть раз в жизни должен посмотреть каждый.
В премьерных показах главные партии танцевали легенды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев, сейчас в ролях Маши и Щелкунчика-Принца выступает новое поколение звезд Большого театра: Екатерина Крысанова, Нина Капцова, Денис Родькин, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко и другие талантливые артисты.
Самая первая: Мариинский театр, хореография Василия Вайнонена
В Мариинке «Щелкунчик» появился в 1934 году. Прославившийся страстным, порывистым балетом «Пламя Парижа» про Великую французскую революцию за два года до этого, балетмейстер Василий Вайонен на этот раз создал совершенно противоположную ему постановку — простую, трогательную и добрую. Здесь есть всё, что нужно идеальному детскому спектаклю: фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями елка —зрители погружаются в мир волшебства и забывают о реальном мире на 2 часа 45 минут.
Именно Вайонен первым придумал ставить на роли Маши/Феи Драже и Щелкунчика/Принца Оршада одних и тех же танцовщиков. В 30-х годах это были Галина Уланова и Константин Сергеев. Сейчас главные партии исполняют звезды Мариинки, а вот детей, мышей, игрушки и снежинки, по давней традиции, танцует молодежь из Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В свое время через такой «обряд посвящения» прошли Рудольф Нуреев, Диана Вишнёва и Светлана Захарова.
Самая оптимистичная: Городской балет Нью-Йорка (New York City Ballet), хореография Джорджа Баланчина
Ещё один «Щелкунчик» с большой историей обитает в Нью-Йорке. Здесь в 1954 году его поставил Джордж Баланчин, хореограф грузинского происхождения, покинувший СССР в 20-х годах и ставший родоначальником всего американского балета. Городской балет Нью-Йорка, выросший из основанного Баланчиным «Балетного общества», хранит постановку мастера как святыню и показывает «Щелкунчика» каждый год под Рождество и Новый год. Без неё американцы уже не мыслят праздников и зимних каникул.
Нью-йоркская версия отличается повышенным оптимизмом и полностью избавлена от печальных ноток. Мари и племянник Дроссельмейера остаются детьми и наблюдают па-де-де, сидя на «троне» и поедая сладости. В нынешних спектаклях хореография Баланчина сочетается с невероятным визуальными эффектами, вызывающими восхищенные вздохи зрителей. Елка внезапно вырастает с 3,5 до 12 метров, по залу порхают кристально-прозрачные снежинки, а комический костюм Пряника настолько огромен, что его обслуживают три человека.
Самая многонациональная: Королевский театр в Ковент-Гардене, хореография Питера Райта
Английская постановка моложе предыдущих: ей «всего» 32 года, но она также знаменита по всему миру. Автор хореографии — Питер Райт, кавалер ордена Британской империи и почетный доктор музыки. В этом году Королевский театр посвятил «Щелкунчика» 90-летнему юбилею балетмейстера, а значит все имеющие отношение к спектаклю работники будут особенно стараться. Составы намечаются поистине экзотические: на главные партии назначены японские, итальянские, корейские, болгарские, английские, шотландские и американские балерины и танцовщики.
Самая хулиганская: Американский театр балета (American Ballet Theatre), хореография Алексея Ратманского
Уходя из Американского театра балета (АТБ), Михаил Барышников забрал оттуда все свои постановки, в том числе и «Щелкунчика», и на долгое время труппа осталась без Чайковского. Восполнил пробел в 2010 году бывший художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский.
На этого «Щелкунчика» впечатлительным любителям классики лучше не ходить: он создан для тех, кто готов к экспериментам и «хулиганству». Действие начинается на кухне: горничные пугаются маленького мышонка, а он очень смешно от них бегает, прячется и снова вылезает из самых неожиданных мест. Клара и Фриц таскают со стола сладости. Мыши грызут подвешенные на веревках колбасы. Бесчисленные забавные сценки заставляют смеяться снова и снова.
Куда пойти на «Щелкунчика»? 10 вариаций знаменитой сказки в предновогоднем Петербурге
«Щелкунчик» в Мариинском театре — одно из самых красочных представлений в новогоднем Петербурге. Костюмы и декорации, образы персонажей придумывал Михаил Шемякин. На сцене не только великолепный балет, но и роскошное, красочное действо, наполненное множеством ярких деталей. Зритель попадает то на кухню, увешанную окороками и сырами; то в гардеробную, где герои примеряют праздничные наряды; то в роскошную гостиную, где развернутся главные события знаменитой сказки… Спектакли будут идти до 23 января, стоимость уточняйте на сайте
«Щелкунчик» в Александринском театре — это еще одна версия классического балета с прекрасной хореографией и пышным художественным оформлением. Здесь все, как в сказке Гофмана: канун Рождества, ожидание праздника, крестный дарит любимым племянникам подарки, а ночью начинается волшебство. Прекрасный вариант для похода с ребенком, который еще не знаком с легендарным балетом. Спектакль идет на основной сцене Александринки, продолжительность — 2 часа 10 минут, стоимость билетов — 800–6000 рублей. Спектакли будут идти до 3 января.
Если вам хочется увидеть роскошные декорации и умопомрачительные костюмы, выберите другую постановку. Обновленная версия «Щелкунчика» появилась в Михайловском пять лет назад. Тогда режиссер Начо Дуато поставил перед собой задачу создать балет, который «удивляет не трюками и декорациями, а передает эмоциональное состояние танцоров». Здесь важно каждое телодвижение. Чтобы не отвлекать зрителя от балета, на сцене Михайловского порой пустынно. И именно это зачастую оставляет разочарованными зрителей, ожидающих красочное зрелище. Стоимость билетов — 400–10 000 рублей.
В Эрмитажном театре покажут две версии «Щелкунчика». 27 декабря на сцене «Санкт-Петербургский фестиваль-балет». Свою постановку создатели спектакля представляют как «фантастический балет по сказке Э.Т.А.Гофмана». «Санкт-Петербургский фестиваль-балет» — относительно молодой, яркий и талантливый коллектив. Еще три спектакля артисты покажут в январе. Стоимость билетов — 3500–7000 рублей. А 29, 30 и 31 января на сцену Эрмитажного театра выйдут солисты Большого. Классический балет в сопровождении симфонического оркестра в великолепном камерном зале Эрмитажного театра станет роскошным новогодним подарком. Стоимость билетов на «Щелкунчик для детей» — 4500–6000 рублей. Продолжительность — 2 часа с антрактом.
«Самое зрелищное шоу Европы и мира» обещают создатели ледового балета, поставленного по мотивам сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Представления для детей и взрослых пройдут со 2 по 8 января в Ледовом дворце. Артисты — Евгений Плющенко и другие звезды фигурного катания — рассчитывают на громкую премьеру. Уникальные трюки известных фигуристов будут сопровождаться яркими световыми и звуковыми эффектами. В «Ледовый» приглашают зрителей всех возрастов. Стоимость билетов — от 650 до 4500 рублей.
Санкт-Петербургский государственный театр детского балета представит свою версию «Щелкунчика» в Концертном зале у Финляндского вокзала. Для детей это одна из наиболее интересных постановок, так как на сцену выходят совсем юные танцоры, воспитанники театральной студии. Запланировано только одно выступление, 26 января, билеты еще есть. Спектакль рекомендован детям от 5 лет и взрослым. Стоимость — 200–900 рублей, малышей до трех лет можно взять с собой бесплатно.
В парадном Белом зале Шереметевского дворца с 28 декабря начинаются новогодние елки, созданные по мотивам знаменитой сказки Гофмана. Будет и Мышильда, и Мышиный король, и историческое сражение с Щелкунчиком и оловянными солдатиками, и долгожданная победа добра над злом, одержать которую помогут гости праздника. Это интерактивное представление: герои сказки будут вовлекать зрителей в свое действие. Стоимость участия — 1100 рублей (без подарка) или 1450 рублей (со сладким подарком). Возрастных ограничений не установлено. Для скучающих родителей (представление рассчитано на 1 час 20 минут) организуют бесплатные экскурсии по дворцу.
В театре «На Неве» — музыкальная фантазия «Щелкунчик» для детей с четырех лет. Создатели спектакля рассчитывали на самых маленьких зрителей, для которых это, возможно, станет первым знакомством со сказкой Гофмана. Поэтому классический сюжет смягчили: к примеру, в кульминации спектакля Мышильда гибнет не от шпаги — она будет сражена с помощью горячего шоколада. Представление разбито на 2 части: интерактивная программа у новогодней елки и, собственно, спектакль. Продолжительность — 1 час 45 минут, билеты — 600–1300 рублей.
Для тех, кто уже успел пресытился волшебной музыкой Чайковского в классическом исполнении, концертный зал Мариинки приготовил особый сюрприз. 2 января слушателям представят джазовую версию «Щелкунчика». За праздничное настроение в этот вечер отвечает «Чижик-джаз-квартет». Музыкальные фантазии на темы из знаменитого балета придадут новое звучание новогодней сказке. Начала концерта в 20.00, стоимость билетов от 600 до 1200 рублей.
«Щелкунчик» в Доме Кочневой — это спектакль по мотивам знаменитой сказки. Сюжет отличается от классического. Сказочный Гном пригласит зрителей в старинный замок, который хочет захватить королева Мышильда. А еще Мышильда мечтает выдать свою дочь Крысильду замуж за принца. Если он откажется — навсегда останется куклой. Главной героине предстоит спасти замок и всех его обитателей. Запланирован один спектакль, 30 декабря, стоимость билетов — 700 рублей. Продолжительность — 1 час.