17 мгновений весны рейтинг

Семнадцать мгновений весны (1973)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Телесериал — экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова.
События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года.
Этот нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошел в анналы советского кино, в анекдоты — и в жизнь нескольких поколений. Советская разведка обрела свое воплощение — Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы — человеческое лицо.

Консультантом фильма был Семён Цвигун (в титрах указан как С.К. Мишин).

Источник

Семнадцать мгновений весны (1973)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Телесериал — экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова.
События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года.
Этот нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошел в анналы советского кино, в анекдоты — и в жизнь нескольких поколений. Советская разведка обрела свое воплощение — Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы — человеческое лицо.

Консультантом фильма был Семён Цвигун (в титрах указан как С.К. Мишин).

Источник

«Семнадцать мгновений весны» (1973) — сюжет, актеры и роли, кадры из фильма

Содержание фильма «Семнадцать мгновений весны». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

11 августа 1973 года состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны».

Шпионская драма от режиссера Татьяны Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семенова.

Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года. Фильм приобрел широкую популярность в Советском Союзе уже во время премьерного показа, в связи с чем повторный показ состоялся уже через три месяца.

Фильм впервые демонстрировался с 11 по 24 августа 1973 года по Первой программе Центрального телевидения. Аудитория первого показа оценивается в 50-80 млн зрителей.

Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц (советский разведчик полковник Максим Максимович Исаев), работающий в центральном аппарате СД, от Центра получает задание выявить и сорвать намечающиеся сепаратные переговоры между Рейхом и западными союзниками.

При этом работа Штирлица в СД именно в этот момент вызывает подозрения у руководителя РСХА Эрнста Кальтенбруннера. Ему кажется, что Штирлиц имеет какое-то отношение к срыву плана разрушения Кракова и крупным неудачам в создании «оружия возмездия». Кальтенбруннер поручает руководителю гестапо Мюллеру провести в отношении Штирлица негласную проверку.

При бомбежке Берлина разрушен дом, где живут законспирированные радисты Штирлица — муж и жена Эрвин и Кэтрин Кин. Эрвин гибнет, а беременная Кэтрин попадает в клинику Шарите, где во время родов, находясь без сознания, кричит по-русски.

Работницы клиники незамедлительно сообщают об этом в гестапо. Штирлиц остается без связи и при этом едва не проваливается: прорабатывая операцию, он поначалу решает опереться на одного из высших партийных деятелей Рейха — рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера — для того, чтобы сыграть на кулуарной борьбе в нацистской верхушке.

За считанные минуты до встречи с Гиммлером прямо у дверей его приемной Штирлиц встречает своего непосредственного начальника Шелленберга: обращение к Гиммлеру через голову своего начальника могло бы иметь фатальные последствия для Штирлица, поэтому он выдает другой повод для явки на прием к рейхсфюреру — забота о членах семьи погибшего коллеги, которым отказано в эвакуации.

После этого Шелленберг приглашает Штирлица к себе, где поручает тому обеспечение тайных переговоров в Швейцарии. Так Штирлиц из первых рук получает подтверждение, что переговоры ведутся, а проведение спасает его от провала, так как ясно, что раз переговоры прикрывает Шелленберг, то они ведутся от имени Гиммлера, на помощь которого Штирлиц изначально рассчитывал.

Штирлиц по поручению Шелленберга разрабатывает опального пастора Шлага — Шелленберг предполагает использовать его в Швейцарии в качестве одной из отвлекающих фигур, поскольку пастор имеет связи и пользуется уважением за границей. Для проверки Шлага к нему сам Штирлиц подсылает провокатора Клаус под видом сбежавшего узника тюрьмы.

Клаус добывает компрометирующую Шлага информацию, однако Штирлиц из симпатии к стойкому пастору-гуманисту убивает Клауса, инсценируя его самоубийство. Оставшись без связи, он решает отправить Шлага в Швейцарию якобы по поручению Шелленберга, а на самом деле — как своего нового связного. Он решает открыться пастору и обещает защитить его сестру и племянников.

Лишь по счастливой случайности избежав провала в приемной Гиммлера, Штирлиц вынужден сделать ставку на последнюю фигуру, обладающую в Германии реальной властью — рейхсляйтера Мартина Бормана, человека не очень известного вне властного аппарата Рейха, но фигуры крайне влиятельной, пользующегося полным доверием Гитлера, а главное — прямого противника Гиммлера в закулисной партийной борьбе.

Штирлиц направляет письмо Борману от имени преданного члена СД и просит о встречи. Борман не приходит на эту встречу. Тогда Штирлиц, пользуясь удачным стечением обстоятельств, оказывается в комнате секретной правительственной связи и совершает прямой звонок Борману. После этого разговора, Борман встречается с замаскированным Штирлицем и сообщает ему о переговорах Гиммлера.

Передать в Центр зашифрованные сведения о переговорах Штирлиц поручает порознь пастору Шлагу и другому антинацистски настроенному немцу, профессору Вернеру Плейшнеру. Вернер Плейшнер — брат знаменитого врача, специалиста по болезням почек (среди его пациентов сам Кальтенбрунер), тайного помощника Штирлица на протяжении многих лет.

Незадолго до своей смерти брат вызволил Плейшнера из лагеря — сомнений в его антифашистких настроениях у Штирлица нет. Штирлиц открывается ему как и Шлагу. Пользуясь своим служебным положением, Штирлиц переправляет обоих в Швейцарию. Пастор, кроме роли связного, должен попытаться через свои связи в церковных и эмигрантских кругах добыть информацию о ходе переговоров Гиммлера, и, возможно, даже помешать им.

Осторожный и собранный пастор успешно выполняет свою часть задания. Он встречается с изгнанным германским министром Краузе и с послом Ватикана, и получает от них ценные сведения о переговорах. Профессор же сразу попадает в ловушку: бернская явка, куда он принес шифровку Штирлица, раскрыта гестапо, а профессор по рассеянности забывает проверить условный сигнал.

Гестаповцы получают шифровку и возможность «разговорить» неопытного Плейшнера. Только во время второго визита на явочную квартиру тот понимает, что не выполнил предписания Штирлица и тем самым обрек на гибель их обоих. Гестаповцы хотят схватить Плейшнера, но он глотает яд и падает из окна.

Еще одна задача, которую необходимо решить Штирлицу, — спасение Кэт. Штирлиц добивается права курировать раскрытую советскую радистку со стороны СД. Он приезжает за ней в Шарите, где производит арест женщины и с ребенком везет в разведку, а не в гестапо. Все точно рассчитав, Штирлиц пользуется единственным безопасным моментом, чтобы проинструктировать Кэт — во время короткого прохода по коридорам больницы. Затем в гестапо он сам проводит арест Кэт и ее первый допрос.

Радистка по указанию Штирлица дает согласие на участие в радиоигре. Ее вместе с новорожденным сыном помещают под охраной в служебной квартире с радиооборудованием. Однако благодаря неожиданному повороту событий Кэт бежит с конспиративной квартиры при помощи порядочного немецкого солдата Хельмута, который побывал на фронте и после ужасов увиденного там, не в силах наблюдать за издевательствами над женщиной и ребенком со стороны гестаповцев Рольфа и его подручной Барбары Крайн.

Хельмут и Кэт забирают из приюта дочь Хельмута, но через несколько минут хороший немец погибает, отвлекая на себя внимание гестаповцев под руководством Мюллера. Кэт с двумя грудными младенцами на руках все-таки удается спрятаться, а затем связаться со Штирлицем.

Читайте также:  Джинсы мом топ шоп

В ходе негласной проверки в руки начальника гестапо Мюллера попадают серьезные улики, указывающие на Штирлица как на резидента советской разведки: на чемодане с рацией Кэт обнаруживают отпечатки пальцев, совпадающие с отпечатками пальцев Штирлица; из Берна Мюллеру направляют шифровку Плейшнера — код совпадает с кодом Кэт; пропадает сестра и дети пастора Шлага; исчез провокатор Клаус.

Также есть сведения, что кто-то встречался с Борманом, который незадолго до этого получил звонок из комнаты секретной правительственной связи СД. Мюллер арестовывает Штирлица и требует объяснений. Находясь на грани провала, Штирлиц вступает в психологическую дуэль с Мюллером. Объяснения, которые он может представить в свое оправдание, достаточно шатки, но Мюллер неожиданно удовлетворяется ими.

Мюллер решает, что через Штирлица можно установить контакт с Борманом, а ведь именно Борман ведет тайные финансовые дела Рейха. Шеф гестапо дает понять Штирлицу, что заинтересован в нем и сейчас, и особенно после войны, когда нужно будет налаживать отношения с победителями, участвовать в дележе «золота партии» и возрождать идеи национал-социализма.

После того, как Штирлицу удается выйти живым и невредимым из казематов гестапо, он находит способ вывезти Кэт и детей в нейтральную Швейцарию. Тем временем дает результат обращение к Борману. Обергруппенфюрера Вольфа, представителя Гиммлера на переговорах с делегацией спецслужб США, срочно вызывают в Берлин. Штирлиц выполнил задание Центра — тайные переговоры сорваны. От ареста и обвинений в измене Вольфа спасает Шелленберг: он заранее заготовил версию, что переговоры затеяны СД, чтобы внести раздор между Сталиным и союзниками.

Тем временем Штирлиц находится в Берне, где осуществляет отправку Кэт в Париж, узнает о гибели профессора Плейшнера и о том, что тот не был предателем. От пастора Шлага он получает более детальные сведения о сепаратных переговорах Вольфа с американцами, восстанавливает связь с Центром, узнает о том, что удостоен звания Героя Советского Союза и получил право завершить свою миссию и не возвращаться в Берлин. Однако 24 марта 1945 года, за шесть недель до Победы, Максим Исаев все-таки едет в Берлин, чтобы продолжить работу.

В 1976 году создатели фильма удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году — премии КГБ СССР.

кадры из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Вячеслав Тихонов — Макс Отто фон Штирлиц (Максим Максимович Исаев), сотрудник VI отдела РСХА, штандартенфюрер СС (советский разведчик, полковник);
Олег Табаков — Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки службы безопасности (SD-Ausland — VI отдел РСХА), бригадефюрер СС;
Леонид Броневой — Генрих Алоис Мюллер, начальник тайной государственной полиции (IV отдел РСХА) Германии (1939-1945), группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции;
Ростислав Плятт — Фриц Шлаг, пастор;
Евгений Кузнецов — Фридрих Крюгер, один из руководителей оккупационного режима в Польше, обергруппенфюрер СА (1934), обергруппенфюрер СС (25 января 1935 года), генерал войск СС (20 мая 1944 года), генерал полиции (8 августа 1944 года);
Михаил Жарковский — Эрнст Кальтенбруннер, начальник Главного управления имперской безопасности СС и статс-секретарь имперского министерства внутренних дел Германии (1943-1945), обергруппенфюрер СС и генерал полиции (1943), генерал войск СС (1944);
Константин Желдин — Вильгельм Холтофф, оберштурмбаннфюрер СС;
Николай Прокопович — Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС (1929-1945), один из главных деятелей Третьего рейха и нацистской партии;
Юрий Визбор — Мартин Борман, немецкий государственный и политический деятель, начальник Партийной канцелярии НСДАП (1941-1945), личный секретарь фюрера (1943-1945), рейхсминистр по делам партии (30 апреля — 2 мая 1945), начальник Штаба заместителя фюрера (1933-1941), рейхсляйтер (1933-1945);
Екатерина Градова — Кэтрин Кин (радистка Кэт);
Эмилия Мильтон — фрау Заурих;
Юрий Катин-Ярцев — астроном;
Светлана Светличная — Габи Набель;
Лев Дуров — Клаус, агент;
Вильгельм Бурмайер — Герман Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, рейхсмаршал Великогерманского рейха (19 июня 1940), обергруппенфюрер СА, почетный обергруппенфюрер СС, генерал пехоты и генерал земельной полиции;
Фриц Диц — Адольф Гитлер;
Станислав Коренев — адъютант Кальтенбруннера;
Андро Кобаладзе — Иосиф Виссарионович Сталин;
Петр Чернов — Владимир Николаевич Громов, генерал-лейтенант;
Алексей Добронравов — сторож коттеджа Штирлица;
Рудольф Панков — «Одноглазый»;
Юрий Заев — штандартенфюрер СС Биттнер;
Николай Волков (младший) — Эрвин Кин;
Элеонора Шашкова — Александра Гаврилина, жена Исаева;
Евгений Лазарев — Емельянов, разведчик;
Леонид Куравлев — Курт Айсман, оберштурмбаннфюрер СС;
Евгений Евстигнеев — Вернер Плейшнер, профессор;
Лаврентий Масоха — Шольц, штандартенфюрер СС, помощник Мюллера;
Василий Лановой — Карл Вольф, один из высших офицеров СС, обергруппенфюрер СС и генерал войск СС;
Виктор Щеглов — «страховой агент», следователь районного отделения гестапо;
Григорий Лямпе — Рунге, физик;
Ян Янакиев — Дольман;
Вячеслав Шалевич — Аллен Даллес, американский дипломат и разведчик, руководитель резидентуры Управления стратегических служб в Берне (Швейцария) во время Второй мировой войны;
Валентин Гафт — Геверниц;
Алексей Эйбоженко — Макс Гюсман;
Алексей Сафонов — Юрген Рольф, штурмбаннфюрер СС;
Ольга Сошникова — Барбара Крайн, унтершарфюрер СС;
Отто Меллис — Гельмут Кальдер, эсэсман;
Николай Гриценко — немецкий генерал в вагоне;
Владимир Смирнов — Ландлорд, хозяин явочной квартиры;
Евгений Гуров — хозяин птичьего магазина;
Владлен Давыдов — сотрудник Даллеса;
Владимир Козел — папский легат в Швейцарии;
Виктор Головин — шуцман;
Сергей Юдин — Гюнтер, опытный сыщик Мюллера;
Александр Крюков — Питер, опытный сыщик Мюллера;
Манефа Соболевская — сестра в детском приюте;
Зинаида Воркуль — вторая сестра в приюте;
Владислав Ковальков — эксперт;
Владимир Кенигсон — Краузе;
Геннадий Петров — Васильев;
Владимир Рудый — Александр Сергеевич Коваленко, подполковник;
Владлен Паулус — советник немецкого посольства;
Паул Буткевич — связной из Центра;
Ирина Ананьева — горничная Штирлица;
Борис Андреев — Йодль, начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования Вермахта, генерал-полковник;
Алексей Бояршинов — Шпеер, личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и боеприпасов (с 2 сентября 1943 года — рейхсминистр вооружений и военного производства);
И. Вишневский — Хавель, посланник МИД;
Тигран Давыдов — заключенный-уголовник;
Владимир Емельянов — Вильгельм Кейтель, начальник Верховного командования Вермахта (Вооруженных сил Германии) — OKW (1938-1945), генерал-фельдмаршал;
В. Забзин — эпизод;
Евгений Перов — хозяин ресторана «У грубого Готлиба»;
Владимир Возженников — начальник тюрьмы;
Валентин Тюрин — штандартенфюрер СС;
Юрий Багинян — адъютант Геринга;
Владимир Удалов — Бургдорф, адъютант Гитлера;
Борис Буткеев — эпизод;
Иван Василенко — офицер;
Е. Еремеев — эпизод;
Эдуард Изотов — Шмунд, адъютант Гитлера;
Хербертс Зоммерс — пастор;
Роберт Казаков — эпизод;
Леонид Кареев — эпизод;
Михаил Кондрашев — эпизод;
Василий Ловковский — эпизод;
Н. Подрубаев — эпизод;
Людмила Крашенинникова — акушерка;
Антонина Маркова — акушерка;
Виктор Рождественский — адъютант Гиммлера;
Андрей Порошин — эпизод;
Р. Семина — эпизод;
Е. Рыжов — наблюдающий за парадом;
С. Вехов — немецкий летчик, доставивший письмо генерала Вольфа;
Игорь Гусев — адъютант Бормана;
Нина Делекторская — библиотекарь;
Наталья Зорина — горничная в особняке посольства США;
Георгий Шевцов — штурмбаннфюрер СС;
Александр Яковлев — охранник посольства;
Владимир Сез — солдат с чемоданом;
Тимофей Хлыстов — врач;
Семен Бардин — посетитель ресторана;
Евгений Новиков — офицер пограничной полиции;
Петр Полев — эпизод;
Г. Пронашко — эпизод;
Юрий Соковнин — шофер Бормана;
Вильфрид Вешке — эпизод;
Альберт Иричев — специалист по прослушке;
Валентин Голубенко — сотрудник гестапо, находящийся в квартире напротив конспиративной, куда пришел профессор Плейшнер;
Аркадий Гольцин — секретарь папского легата;
И. Коротков — эпизод;
Ю. Лягушев — эпизод;
Виктор Кулаков — слесарь;
Михаил Бочаров — полицейский;
С. Коршунов — эпизод;
Юлий Кристи — эпизод;
Нелли Витепаш — девушка из «гитлерюгенд»;
Николай Симкин — последний комендант Берлина;
Сергей Голованов — Арчибальд Кэрр, посол Великобритании;
Николай Горлов — портье в пансионе «Вирджиния»;
Валерий Даньшин — эпизод;
Наталия Дрожжина — официантка;
Павел Иванов — сотрудник посольства;
Клеон Протасов — стенографист Сталина;
Инна Ульянова — девица в баре;
Анатолий Парфенов — верзила;
Анатолий Чеботарев — гауптштурмфюрер СС;
Алла Музыка — агент В-192, учительница с учениками в музее природоведения;
Хайнц Браун — эпизод;
А. Пекеров — эпизод;
Валентин Смирнов — эпизод;
Андрей Карташов — эпизод;
Татьяна Леман — эпизод, эстрадная иллюзионистка в кафе;
Сергей Русанов — эпизод, эстрадный иллюзионист в кафе;
Владимир Глухов — агент гестапо;
Олга Круминя — эпизод;
Витаутас Паукште — эпизод;
Владимир Смирнов — гестаповский постовой;
Василий Отрощенко — гестаповский постовой;
Олег Федоров — немецкий солдат;
Николай Тарасов — эпизод

Читайте также:  Топ 10 самых лучших персонажей наруто

Режиссер: Татьяна Лиознова;
Сценарист: Юлиан Семенов;
Оператор: Петр Катаев;
Композитор: Микаэл Таривердиев;
Художник: Борис Дуленков;
Страна: СССР;
Производство: Киностудия имени М. Горького;
Год: 1973;
Премьера: 11 августа 1973 (ТВ), 4 мая 2009 (цветная версия);
Премьера: 12

Содержание серий «Семнадцать мгновений весны»

Представители германского командования смотрят кадры кинохроники последней войны. Тем временем Штирлиц, выпроводив из своего загородного дома прислугу, закрывает все двери и опускает шторы, чтобы в обстановке строгой секретности принять шифровку из Центра.

Штирлиц размышляет: Геббельс, Гиммлер, Геринг или Борман? Кто из высших партийных бонз третьего рейха замышляет переговоры с американцами? «Служебные обязанности» сталкивают Штирлица с заключенным пастором Шлагом.

Штирлиц приходит на похороны Карла Плейшнера. Умер не просто «специалист по заболеваниям почек», умер человек долгие годы работавший в антифашистской организации и помогавший Штирлицу. Теперь единственный для Штирлица «выход в мир» — передатчик Эрвина.

Штирлиц решается на отчаянный шаг — пойти на прием к Гиммлеру. В его папке — письмо, написанное «истинным патриотом». В приемной Штирлиц неожиданно сталкивается с Шелленбергом. Он понимает, что сейчас близок к провалу как никогда.

Резидент стратегических структур США в Европе Аллен Даллес готов к переговорам с представителем германского руководства генералом Вольфом. Для реализации своего рискованного плана Штирлиц отправляет Борману письмо, в котором сообщает о сепаратных переговорах и просит о встрече. Борман понимает, какой мощный аргумент в борьбе против Гиммлера он заполучил, но от решения пока воздерживается. Тем временем Штирлиц приходит к Плейшнеру и, признавшись, что он советский разведчик, просит профессора о помощи.

Штирлиц узнает от Рольфа об обнаруженном передатчике и о том, что Кэт жива. Заручившись поддержкой Шелленберга, он забирает ее из госпиталя. По его настоянию Кэт соглашается сотрудничать с немецкой разведкой. Во время бомбежки в здании управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече.

Кэт с ребенком помещена в особняк, где за ней следит Барбара Крайн. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Профессор выполняет поручение, но попадает под наблюдение гестаповцев. Тем временем Мюллеру удается установить, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Шеф гестапо решает проверить всех сотрудников управления.

Холтофф говорит Штирлицу, что у Мюллера есть на него компромат, и предлагает бежать за границу. Штирлиц оглушает его и привозит в гестапо. Штирлиц отвозит пастора Шлага на швейцарскую границу. Тем временем Мюллер устанавливает, что на чемодане радистки именно отпечатки пальцев Штирлица. Мюллер приказывает арестовать его.

В Берне пастор Шлаг встречается с деятелями церкви и политиками, чтобы выполнить задание Штирлица. Склоняя Кэт к сотрудничеству, Рольф выносит ее новорожденного сына на мороз. И Хельмут убивает его. Они вместе с Кэт бегут. Поняв, что попал в ловушку гестапо, профессор Плейшнер решается на отчаянный шаг.

Мюллер приказывает отправить полицейские наряды по линии автобуса, на котором скрылись Хельмут и Кэт с ребенком. Приехав в детский приют, эти двое забирают дочь Хельмута.

Мюллер предлагает Штирлицу свои услуги в его игре с Борманом, мотивируя это тем, что без «папы» Мюллера им не выбраться из Берлина. Штирлицу предстоит вывезти из Германии Кэт с двумя новорожденными детьми. Когда машину останавливает военный патруль, глаза Кэт полны страха. Мгновение — и весь только что пережитый ужас вернется. Но, к счастью, все обходится, они уже по ту сторону границы.

Из Берна Штирлиц отправляет в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом. Рейхслейтер Борман приказывает срочно вызвать в Берлин генерала Вольфа. Каждый раз зрители надеются, что Штирлиц напишет записку жене, пусть «по-французски и левой рукой», что он примет решение вернуться в Москву, что больше ему не придется рисковать. Но каждый раз машина везет Штирлица по направлению к Берлину.

Интересные факты про фильм «Семнадцать мгновений весны»

Штирлиц, он же Максим Исаев — штандартенфюрер СС, советский разведчик-нелегал. Собирательный образ Штирлица, отмечал Юлиан Семенов, воплотил в себе лучшие черты известных советских разведчиков, таких как Кузнецов, Зорге, Абель и других. По свидетельству писателя Бориса Эскина, друга и собеседника Юлиана Семенова, наиболее ценными при создании образа Штирлица стали появившиеся в 1960-х годах сведения о деятельности советского агента в Берлине, офицера гестапо, гауптштурмфюрера СС Вилли Лемана по кодовой кличке «Брайтенбах». По мнению писателя и историка спецслужб Теодора Гладкова, история Брайтенбаха стала «озаряющей идеей», которая вдохновила Юлиана Семенова на образ Штирлица.

Кэтрин Кин (Кэт), она же Катя Козлова — радистка Штирлица. Прототипом радистки Кэт стала разведчица Анна Филоненко (в девичестве Камаева), с которой Татьяну Лиознову познакомили специально. Вместе с мужем Михаилом Филоненко много лет проработала в качестве разведчицы на нелегальном положении. Трое детей Филоненко, из которых двое родилось во время командировки супругов, лишь по возвращении семьи в Москву узнали, что они советские и русские. Филоненко, когда она рожала в командировке, удалось кричать не по-русски. Филоненко была консультантом картины.

Режиссеру Татьяне Лиозновой удалось привлечь к съемкам целый ряд ведущих советских актеров. По количеству актеров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973, голос за кадром).

На роль Гитлера первоначально пробовались Леонид Куравлев и Леонид Броневой, однако в итоге эта роль досталась актеру из ГДР Фрицу Дицу.

Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Леониду Куравлеву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: «сразу появилась биография».

Мюллер — кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссерской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далек от оригинала.

У Юлиана Семенова Мюллер лет на десять старше Штирлица, это ясно из его реплик. На самом деле Мюллер родился в 1900 году, и в 1945 году ему было 45 лет, как и вымышленному Штирлицу. Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой — ровесники (оба 1928 года рождения), и на момент выхода фильма на экраны в 1973 году им тоже было по 45 лет. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом, а не низеньким пухлым человеком с лысиной и добродушным лицом, как в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то, скорее всего, отказался бы от роли. Характерное движение головой, которое появляется у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съемочной площадке: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.

Олег Табаков, напротив, оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актера благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы еще раз взглянуть на «дядю Вальтера».

В романе нет фрау Заурих. Ее придумала Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить» образ Штирлица. Лиознова сначала приглашала на эту роль Фаину Раневскую, но та, просмотрев наброски сочиненных для нее Ю. Семеновым сцен, наотрез отказалась. В итоге фрау Заурих сыграла Э. Мильтон, а эпизоды с ней пришлось сочинять режиссеру, порой импровизируя перед камерой. Лиознова вспоминала об этой работе с Эмилией Мильтон: «мне так жалко было ее отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч».

Читайте также:  Сочетание черных топов с юбкой

В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актер из ГДР Отто Меллис — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актер.

В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной черно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семен Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта — Колх — псевдоним Георгия Пипии.

Сценарий фильма был написан в 1968 году, когда еще не вышла в свет книга-первооснова Юлиана Семенова. Съемки фильма начались в павильонах Киностудии им. М. Горького в 1970 году, велись в Москве, Риге и Грузии, в 1971 году съемочная группа выехала в ГДР, где работала в Берлине и Майсене, а всего съемки продолжались более трех лет. Автор подробного анализа фильма, киновед Стивен Ловелл указывает время съемок с марта 1971 по конец 1972 года.

Распространенная легенда о конфликте между Лиозновой и директором картины, который якобы пригласил на роли часовых в здании РСХА статистов с ярко выраженной «неарийской» внешностью, неверна. Исполнители этих эпизодических ролей были изначально отобраны консультантом Г. В. Пипия в одном из училищ пограничных войск.

Сцены тюрьмы в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.

Виды с улицы на трактир «Грубый Готлиб» снимались у известного берлинского ресторана «У последней инстанции», расположенного недалеко от Александерплац. Это заведение под своим подлинным именем упоминается в «Майоре Вихре».

Сцена, где профессор Плейшнер, приехав в Берн по поручению Штирлица установить связь, идет на конспиративную квартиру, а затем закуривает сигарету у парапета с видом на черепичные крыши, снимались в саксонском городе Майсене. Съемки проходили на улице Шлоссбрюкке (нем. Schloßbrücke) — 51°09′54″ с. ш. 13°28′10″ в. д.HGЯO. В начале 11-й серии Берн представлен ратушей (городской совет) Майсена на Торговой площади (Markt). По этим же местам проходит и Штирлиц, когда приезжает в пансионат «Вирджиния» к Плейшнеру, но уже не застает его в живых. Съемки происходили в Старой Риге, на улице Яуниела («Новая улица»), нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу города Берна.

Здание, в котором находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, — известный своей архитектурой в стиле «модерн» дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков (Малый Ржевский пер., 6).

Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера в съемках принимали участие шестеро разных детей.

После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссер Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма.

Фильм был снят на черно-белую кинопленку в обычном формате. Состоит из 12 серий. В фильме использовано большое количество военной документальной хроники.

Музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым, слова песен — поэтом Робертом Рождественским. По словам Таривердиева, он и Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию (публично известны и доступны на YouTube только три законченные песни, не вошедшие в фильм). Но такое обилие песен показалось режиссеру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далекой Родине». Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось сложно. Были сделаны пробные записи Ободзинским, Мулерманом (боясь того, что из-за находившегося тогда в опале Мулермана фильм «положат на полку», Лиознова его не приняла), Никитским, Барашковым, Толкуновой; Муслиму Магомаеву перед пятым дублем пришла телеграмма с приглашением в Италию. Лиознова пообещала, что вставит песни с его исполнением в кадр, но — забраковала. Иосифа Кобзона режиссер попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Лиознову, но потом спел. В первоначальных титрах исполнитель песен указан не был, так как титры изготавливались заранее, еще до того, как Кобзона утвердили.

Фраза Сталина в фильме «Что касается моих информаторов, то это очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле» — цитата из письма Сталина Рузвельту от 7 апреля 1945 года.

В начале 1980-х годов картину посмотрел генеральный секретарь СССР Брежнев, которому картина очень понравилась, после чего он распорядился наградить участников съемочной группы, а также писателя Юлиана Семенова правительственными наградами и званиями: так, Тихонов получил звание Героя Социалистического Труда, а Лиознова получила орден Октябрьской Революции.

После выхода фильма появилось множество анекдотов с участием героев фильма «Семнадцать мгновений весны», наряду с Чапаевым, популярность которого в народе сформировалась схожим образом, Штирлиц стал фольклорным героем многих анекдотов и историй.

Историческая основа фильма «Семнадцать мгновений весны»

Тайные контакты политических, военных и деловых кругов нацистской Германии с англичанами и американцами, имевшие целью заключить сепаратное перемирие со странами Запада, действительно имели место, по крайней мере, с 1942 года.

С 1943 года, когда Аллен Даллес возглавил европейский центр Управления стратегических служб США в Швейцарии, такие контакты значительно активизировались. С американской стороны им придавалось большое значение: от того, каким образом завершится мировая война в Европе на Западном и на Восточном фронте, во многом зависело послевоенное соотношение сил между СССР и его западными союзниками. Даллес последовательно придерживался той точки зрения, что ради ослабления позиций СССР как будущего противника США допустимо и целесообразно заключить сепаратный мир с Германией, не дожидаясь ее полного разгрома. Мира с Западом на разных направлениях активно искали и с германской стороны — и министр иностранных дел Риббентроп, и глава СС Гиммлер, и начальник РСХА Кальтенбруннер.

В марте 1945 года в Швейцарии произошли две встречи Даллеса и генерала Вольфа — главного уполномоченного СС при группе армий «Ц». На них обсуждались вопросы, прежде всего капитуляции немецкой группировки в Италии, где Вольф по своей должности имел большое влияние. Об этих встречах американцы сами сообщали советскому руководству, но требование НКИД СССР пригласить на них советских представителей было отвергнуто. Сталин прямо обвинил союзников в тайном сговоре с противником за спиной СССР, который нес основные тяготы войны. Конфликт удалось потушить в апреле, после обмена резкими письмами между Сталиным и Рузвельтом: Даллесу было приказано прекратить контакты с Вольфом. Переговоры в итоге продолжились и закончились капитуляцией немцев, подписанной 29 апреля в присутствии советского представителя, но формально их уже вели военные с военными, а не разведка с представителем СС.

Основные события швейцарских переговоров Вольфа отражены в романе и фильме довольно близко к исторической реальности, но их подоплека существенно изменена. По Юлиану Семенову, Вольфа в Швейцарию посылает Гиммлер втайне от Гитлера. В реальности Вольф предпринял контакты с Даллесом без ведома Гиммлера, но заручившись принципиальным согласием Гитлера. Соответственно, не было необходимости в «операции прикрытия», которую в фильме готовит Шелленберг на случай, если о миссии Вольфа узнает фюрер. Вообще ключевая роль, которую играет Шелленберг в романе и фильме, не подтверждается. В мемуарах Шелленберга, изданных на русском языке под названием «Лабиринт» и «В паутине СД», нет даже упоминания об операции «Санрайз», хотя много говорится о контактах Гиммлера со швейцарским политиком Ж.-М. Мюзи и графом Бернадотом. Главная опасность для Вольфа исходила как раз от Гиммлера и Кальтенбруннера, которые в те же дни сами пытались разыграть свои комбинации с Западом.

Имеются и расхождения в деталях событий. Встречи Даллеса и Вольфа происходили не в Берне, а в Цюрихе и в Асконе, в имении Геверница. Ю. Семенов назвал переговоры с Вольфом «операцией «Санрайз Кроссворд»», объединив в одно два названия — американское («Санрайз», англ. Sunrise — восход солнца) и английское («Кроссворд», англ. Crossword).

Источник

Оцените статью
Adblock
detector