100 лучших философов мира

100 лучших философов мира

Конфуций (ок. 551-479 до н.э.)

Имя китайского религиозного философа Кун Цу (а также Кун- Фу-цзы, Цзы – «учитель») было преобразовано первыми европейскими миссионерами Китая в Конфуция. Со временем государственная религия Китая стала называться конфуцианством. О Кунфуции сочинялись разные легенды, утверждавшие, что он родился в пещере, вокруг него летали драконы, от которых он и воспринял мудрость. Говорили, что своими знаниями еще в детстве он затмил самых именитых мудрецов. Конфуций всю жизнь учил, что государство – это большая семья, а семья – это малое государство. Он проповедовал почитание старших, покорность и послушание.

Протагор (ок. 490-420 до н. э.)

Древнегреческий философ и мыслитель Протагор, предположительно, выходец из греческого селения Абдеры во Фракии, был самым известным воспитателем и преподавателем того времени, их называли софистами, что означало «любители мудрости». Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес к его исследованию. Он утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение, и человек есть мера всех вещей.

Сократ (ок. 470-399 до н. э.)

В Древней Греции не было более известного философа, чем Сократ. Сын простого каменотеса и обычной повитухи считался умнейшим человеком, и долгое время оставался некой «достопримечательностью» Афин. Его ценили за логику, за точные рассуждения, даже за странный внешний вид. Он мог сделаться богатым, а сам отвергал богатство. Отвергал и славу, жил более чем скромно, и многим казался чудаком. Он не записывал свои рассуждения,- это делали за него его многочисленные ученики и последователи. Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта.

Платон (ок. 429-347 до н. э.)

В своих сочинениях философ Платон много писал об идеальном государстве, которое, как он был уверен, можно создать по справедливым законам. Он мечтал воплотить свои идеи в жизнь, искал правителя, который бы согласился на это. Но такого правителя не нашел и создал свою философскую школу под названием Академия. Она просуществовала почти тысячу лет. Последующие ученые изучали философскую концепцию мира Платона, восхищались логикой его рассуждений. Самую известную его книгу «Республика » и сегодня изучают в высших учебных заведениях юристы, философы и социологи.

5Аристотель (384-322 до н. э.)

Аристотель, как ни один древнегреческий философ, был универсален. Он изучал не только окружающий мир, природу, свойства вещей, но и развитие общества. Он, любимый ученик Платона, не разделял идеалистических взглядов своего учителя и доказывал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение к другим вещам и свой образ действий. Вещественный мир материален. Постепенно он ввел систему научной классификации, создал свою терминологию, которая используется и в наше время. В труде «Поэтика» Аристотель впервые отметил, что особенность литературы в том, что она отражает действительность, поэтому имеет психологическое воздействие на читателя.

Ибн Сина (Авиценна) (980-1037)

Известный средневековый философ, поэт и врач Ибн Сина (полное его имя – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина) получил в Европе латинское имя Авиценна. Он служил придворным врачом, а потом визирем у иранского султана. Как и Аристотель, он был универсальным ученым, создал свыше 400 трудов во многих областях науки. До нашего времени дошло только 274 сочинения. Его главный труд – «Канон медицины» – получил признание во многих странах и был переведен на разные языки. Он не потерял своего значения и в наши дни – в нем медики находят описание многих лекарственных трав.

Иммануил Кант (1724-1804)

Немецкий философ Иммануил Кант отличался во всём редким постоянством. Его можно назвать рабом собственных привычек. Сами немцы удивлялись пунктуальности этого ученого. Он завтракал, обедал и ужинал в строго определенное время, никогда никуда не опаздывал и никуда не выезжал из своего родного Кенигсберга. Он всецело был погружен в научные изыскания. Кант был убежден, что человеческое познание начинается с опыта, но познать мир до конца человек не сможет. Его учение позднее сформировалось в отдельный раздел философии, получивший название «кантианство», а труды оказали огромное влияние на развитие всей мировой философии.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Немецкий философ Фридрих Ницше считал себя больше музыкантом, чем философом. Музыку он очень любил, сам её сочинял, боготворил произведения Рихарда Вагнера, с которым дружил. Но все же не музыка, а его парадоксальные рассуждения о религии, морали, культуре общества оставили след в истории XX века. Они оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений – экзистенциализма и постмодернизма. С именем Ницше связывают зарождение теории отрицания – нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века, как в Европе, так и в России.

Источник

100 лучших философов мира

100 великих мыслителей

В этой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех эпох.

Читайте также:  Международная логистическая компания рейтинг

Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае, ещё в VI веке до Р.X. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в VI–V веках до Р.X. жил Сиддхартха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений. Первым же европейским философом принято считать Фалеса из Милета (VII–VI веках до Р.X.). Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания. Мыслитель считал, что всё происходит из воды. Центральная фигура древнегреческой науки — Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Одна из легенд, возможно, являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия «философия» («любовь к мудрости»). Пифагорейцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление её законов.

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности философия уже не поднималась.

Упадок Эллады обозначился ещё при жизни Аристотеля. С ростом могущества Рима в средиземноморской цивилизации появился новый эпицентр культурных притяжений. Римский стоицизм — особенный памятник философии нравственности античных времен. Его представители (Сенека, Марк Аврелий и др.) провозглашали идеи социальной справедливости и свободы для всех. Культура средневековой Европы подпитывалась византийскими и арабскими традициями. Арабский аристотелизм IX–XIII веков (Аверроэс, Авиценна, Аль-Фараби) стимулировал еще бедную западную мысль и способствовал возникновению философско-религиозной схоластики в центре европейской католическо-теологической учености. Отцом схоластики принято считать Иоанна Скота Эриугену, жившего в IX веке. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась преимущественно в монастырях. «Схоластика» означает «школьная». Ее виднейшими представителями были Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Оккам.

XIV–XVI века в истории Европы — начало нового периода ее развития — гуманизма. Появляются все более значительные концепции и учения в сфере социальной философии. Выдающиеся мыслители той поры — Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие «титаны мысли и действия». В это же время Никколо Макиавелли развил национально-государственную версию политического антиморализма. Макиавелли фактически является родоначальником моральной политической философии не только Возрождения, но и Нового времени.

В начале XVII века лицо эпохи постепенно начинает определять наука, и с этого периода ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства авторитет и притязание религии.

Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим и идеалистическо-метафизическим философствованием. Символы этого разрыва — Френсис Бэкон и Рене Декарт. Философия должна была ответить на лавину новых знаний. Властители дум новой эпохи — эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта, пантеизм Спинозы и сенсуализм Локка, субъективизм Беркли и скептицизм Юма.

В XVIII веке появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление — «Просвещение». Именно тогда была поставлена задача просветить народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков. Политический мыслитель этой эпохи Томас Гоббс уделил внимание теории государства, построенного на идее естественного права и общественного договора. Если не ограничить власть и не контролировать ее систему, она способна в исторической перспективе привести человечество к деградации Спасение — в законодательном обеспечении естественных прав человека. Не один Гоббс, но и Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители XVIII века выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения естественного права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье.

Еще один выдающийся мыслитель европейского Просвещения Жан Жак Руссо — философский романтик и революционный демократ, отец многих философских, политических и поэтических романтиков. Руссо пытался доказать, что вместе с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философски-научную форму, заглушают голос природы и разума.

Непосредственным продолжением французского Просвещения с его критикой существующих порядков явился французский утопический социализм Фурье и Сен-Симона.

С середины XVIII века происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Например, у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой — человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенного нетелесной душой. Представители немецкой классики — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах — впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

Век XIX — век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Наиболее влиятельный среди них — Маркс, чье учение остается актуальным и по сей день.

В этом же веке появились первые философские произведения, повествующие о «метафизическом страхе» Европейские иррационалисты XIX века — Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон отвергают разумность бытия. Но если мир неразумен, то в нем никакого положительного начала — истины, добра, справедливости. Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей в XX веке.

Другим влиятельным направлением философии этого времени был позитивизм. Его основатель Конт призывал исключить из науки все метафизическое, мистическое, мифическое. Его учение развили впоследствии Милль и Спенсер.

Читайте также:  Рейтинг пар по бальным танцам россии

В философию XX века прочно вошло представление, что человеческое сознание не является свободным, способным познать истину мира. Сознание управляется подсознательными, гораздо более мощными, чем сознание, силами биологического или социально-биологического порядка. Такова известная теория австрийского психиатра Фрейда, его многочисленных последователей (Юнг и др.).

В Америке завоевывает господствующие позиции в области философии прагматическое направление. Один из основателей прагматизма Пирс считал, что истинно все то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха.

Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора, которая освобождает человека от всякой целостности, обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом».

Русская оригинальная философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев прошел через Канта к оправданию мистического христианства. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов Бердяев продолжил мистически-утопическую линию Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних русских классических философов Лосева и Франка.

Источник

Стоук Ф. Философия. 100 выдающихся мыслителей

ФРАГМЕНТ КНИГИ. ИЩУ ИЗДАТЕЛЯ !

Philip Stokes
Philosophy. 100 Essential Thinkers. — Arcturus Publiscin Limited, London 2002. — 216 p.
ISBN 0-572-02935-7

Текст на суперобложке

Философия: 100 выдающихся мыслителей рассказывает историю философской мысли от Античной Греции до У.В.О. Куайна, величайшего современного американского философа вплоть до его смерти на Рождество 2000г. Охватывая всех «сильных мира сего» от философии (Платона, Сократа, Спинозы, Гоббса, Руссо, Кьеркегора, Ницше, Витгенштейна, де Бовуар и Камю, чтобы назвать лишь некоторых), эта книга также включает многих, кого не считают собственно философами, таких как Дарвин, Фрейд, Адам Смит, Уильям Джемс и Эйнштейн.

Поднимая фундаментальные вопросы, задаваемые философами, такие как Что значит жить хорошо? Что значит справедливость? Что мы в действительности можем знать? — Философия предоставляет множество интереснейших выводов, к которым пришли такие мыслители как Марк Аврелий, Хайдеггер и Сартр.

Наполненная пробуждающими мысль цитатами, биографическими деталями и ясными объяснениями, Философия является пищей для интеллектуального любопытства.

PHILIP STOKES получил степень бакалавра гуманитарных наук (почётную) по философии в университете Ридинга (University of Reading), где он сейчас является сотрудником факультета. Он также имеет степень магистра Бристольского университета (University of Bristol).

Философия на западе имеет долгую и освящённую веками традицию, восходящую почти к шестому веку до нашей эры.

100 выдающихся мыслителей представляет сто величайших философов мира и располагает их по школам, к которым принадлежат их сочинения.

Оживлённо доступная, эта замечательная книга представляет ясное изложение мысли великих философов западной традиции. Как таковая она является неоценимой как для читателей, ищущих ясного введения в сочинения отдельных философов, так и для тех, кто впервые обращается к предмету.

— Фалес Милетский
— Пифагор Самосский
— Ксенофан из Колофона
— Гераклит Эфесский

— Парменид Элейский
— Зенон Элейский

— Сократ
— Платон
— Аристотель

— Демокрит из Абдер
— Эпикур

— Диоген из Синопа

— Марк Тулий Цицерон
— Филон Александрийский
— Луций Аней Сенека
— Марк Аврелий

— Ансельм Кентерберийский
— Фома Аквинский
— Иоанн Дунс Скот
— Вильгельм Оккам

— Николай Коперник
— Николо Макиавелли
— Эразм Ротердамский
— Томас Мор
— Френсис Бекон
— Галилео Галилей
— Томас Гоббс
— Сэр Исаак Ньютон

— Рене Декарт
— Антуан Арно (Antoine Arnauld)
— Никола Мальбранш
— Варух (Бенедикт) Спиноза
— Готфрид Вильгельм Лейбниц

— Джон Локк
— Дэвид Юм
— Томас Райд (Thomas Reid)
— Вольтер
— Жан-Жак Руссо
— Дени Дидро

— Георг Беркли
— Эммануил Кант
— Иоганн Шиллер
— Фридрих Шеллинг
— Г.В.Ф. Гегель
— Артур Шопенгауэр

— Адам Смит
— Мэри Уолстонкрафт (Mary Wollstonecraft)
— Томас Пэйн
— Иеремия Бентам
— Джон Стюарт Милль
— Огюст Конт

— Чарльз Дарвин
— Анри Луи Бергсон
— А.Н. Уайтхед

— Эрнст Мах
— Чарльз Сандерс Пирс
— Уильям Джеймс
— Джон Дьюи

— Карл Маркс
— Фридрих Энгельс
— Владимир Ильич Ленин
— Зигмунд Фрейд
— Карл Густав Юнг
— Джон Майнард Кейнс

— Сёрен Кьеркегор
— Фридрих Ницше
— Эдмунд Гуссерль
— Мартин Хайдеггер
— Жан-Поль Сартр
— Альбер Камю
— Симона де Бовуар

— Ф.Й.Г. Фреге
— Бертран Рассел
— Людвиг Витгенштейн
— Фердинанд де Соссюр
— Джордж Эдвард Мур (George Edward Moore)
— Мориц Шлик (Moritz Schlick)
— Лев Выготский
— Рудольф Карнап (Rudolph Carnap)
— А.Дж. Айер (A.J. Ayer)
— Альфред Тарский
— Дж.Л. Остин (J.L. Austin)
— Гильберт Райл (Gilbert Ryle)
— Авраам Ноам Хомский (Avram Noam Chomsky)

Читайте также:  Наушники проводные топ до 3000

— Клод Леви-Строс
— Мишель Фуко
— Жак Дерида

— Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim)
— Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)
— Карл Поппер (Karl Popper)
— Курт Гёдель(Kurt GЖdel)
— Алан Тюринг (Alan Turing)
— Б.Ф. Скиннер (B.F. Skinner)
— Томас Кун (Thomas Kuhn)
— Пауль Файерабенд (Paul Feyerabend)
— Уиллард Ван Орман Куайн (W.V.O. Quine)
Словарь

Гораций, много в мире есть того,
Что вашей философии не снилось.
Шекспир, Гамлет

Шекспировский Гамлет произнес эти слова не только из боязни, что призрак его покойного отца витает вокруг остроконечных вершин замка, но и потому, что поражен его собственный истерзанный разум. Шекспир писал как современник Бэкона и Галилея, в мире, который уже был сформирован идеями Макиавелли и Коперника. Как комментатор социальных условий своего времени, великий драматург вкладывает в уста своему Гамлету остроумную реплику на обещания новой «эпохи знания» — философии его времени, которая отдалилась от духовности и вплотную приблизила материалистическое понимание мира.

Высказывание Гамлета дает нам одно полезное понятие, характеристику конечной цели, которую преследовали все представленные в этой книге философы. Что же именно не представлено в нашей системе знаний? Какое это знание не принимается во внимание? Ответов, которые дают мыслители, представленные в этой книге, совсем немного, но этого следует ожидать! С одной стороны философия, как и любое другое человеческое стремление, укладывается в рамки своего времени и вследствие этого ограничена. С другой стороны она как раз борется с этой ограниченностью и пытается расширить границы современной ей мысли. Философия не есть ни наука, которая интересуется сбором и упорядочиванием новой информации, ни некая искусственно созданная форма, в которой отражается реакция на чувственно воспринимаемый мир. Философия есть нечто совершенно другое и единственное в своем роде. Мысли великих философов, которые изложены на следующих страницах, откроются нашему взору яснее, если мы приобщимся к их достижениям с определенной долей понимания их сущности и ценности.

Если есть нечто, что как по методу, так и по результату характеризует философски сформулированный вопрос, тогда отсутствует общее согласие, как в процессе исследования, так и в результате. Причина этого — в неоднозначной постановке вопросов, которыми интересуются философы. На многие вопросы за пределами философии даются общепринятые ответы, как, например, в естествознании. В естествознании по многим вопросам господствует единство взглядов, потому что как предпосылки вопросов, так и применение определенных концепций в рамках этих дисциплин совпадают. Тем не менее, есть вопросы, которые возникают как в науке, так и за ее пределами, на которые нет однозначных ответов, даже если исходить из общих подходов и предпосылок. Вопросами этого рода обычно занимаются философы.

То, что философы с таким трудом заняты поиском общего знаменателя, отчасти заключается в природе вещей (философия занимается вопросами, по которым у людей принципиально нет согласия); отчасти же причина в том, что дело философов как раз в том и состоит, чтобы предпосылки и понимание ставить под сомнение, для того чтобы находить новые перспективы по проблемам, не поддающимся явному и быстрому решению.

Несмотря на свойственные теме трудности, не следует недооценивать значимость философствования. Как показали новейшие открытия в области генетики и биотехнологии, невозможно понять, как следует относиться к научным открытиям, если не осмыслить вопросы: в каком обществе мы хотим жить и что мы должны сделать для наших потомков и для окружающей среды. Ответы зависят от того, какой образ человеческого существа, какой идеал Человека мы имеем и, исходя из этого, как наилучшим образом мы хотим жить. Ни естествознание, ни искусство не занимаются этими вопросами — только философия.

Поскольку философы исследуют каждую мыслимую тропинку, по которой может двигаться мысль, то не следовало бы удивляться, что многие их выводы кажутся нам по тем или иным причинам неприемлемыми. Заслуга таких работ заключается, по меньшей мере, в том, чтобы показывать нам, что мы не должны верить. Также следует признать, что философские умозаключения были решающими для прогресса. Обе супердержавы предыдущего столетия США и СССР, представляли собой реализацию философских взглядов ученых: соответственно Томаса Пейна и Карла Маркса.

Современная информационная эпоха была бы невозможна без работ крупного логика Фреге. Только после Мэри Уолстонкрафт было всерьез принято женское равноправие. Эпоха Просвещения нуждалась в Вольтере, Эйнштейн нуждался в Ньютоне, а Ньютон, в свою очередь, основывался на учении Аристотеля. История социальных, политических и технологических изменений неразрывно связана с историей мысли.

Некоторые считают современную философию низкопробной, или даже совсем игнорируют ее. Но не стоит из-за этого беспокоиться. Философское мышление в широком смысле есть вполне естественное желание, которое сопутствует нашим поискам и стремлениям во всех сферах. Не только для специалистов, но и для каждого человека философия является незаменимой составной частью на извилистом жизненном пути. Если Гамлет прав, то существует только один ответ Горацио, который расширяет границы его мышления — или другими словами: продолжаем мечтать!

Источник

Оцените статью
Adblock
detector