10 самых уродливых памятников мира

Десять самых уродливых памятников в мире

Автор: Татьяна Прытина

Художника может обидеть каждый – эту фразу часто вспоминают люди, создавшие что-то собственными руками, но не сыскавшие всеобщего одобрения. Впрочем, люди творческие к этому привыкли, и если уж они творят не на заказ, чтобы это нравилось широким массам, а для узкой «понимающей» аудитории, то мнение большинства для них, в общем-то, и неинтересно.

Однако бывают ситуации, когда художники или скульпторы творят как раз для массовой аудитории, которая плоды их трудов воспринимает буквально в штыки. Тут можно сколько угодно обижаться или рассуждать на тему «люди не дозрели» или «великое искусство не для обычных людей», но факт остается фактом – людям творение не нравится, и, если уж ты творил именно для них (а не для себя или друзей) — значит, со своей миссией художник (скульптор, архитектор, дизайнер и пр.) не справился.

Портал Крылатское.ру в рамках раздела «Вне района» решил составить список из десяти самых уродливых памятников на земле. Стоит отметить, что выбор был не из простых, так как, по сути, не существует абсолютно никаких критериев красоты или уродства. Поэтому за основу были взяты заметки в СМИ, посвященные как раз разговорам о недовольствах обычных людей памятниками, которые в разное время были установлены в их городах.

Памятник Петру I (Россия)

Итак, десятое место в нашем рейтинге занимает памятник творения рук Зураба Церетели Петру Великому, имеющий, кстати, вполне официальное название – «Памятник в ознаменовании 300-летия Российского Флота». Грандиозная, во всех смыслах этого слова, скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москва-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

© Крылатское.ру | Памятник Петру I (скульптор Церетели Зураб Константинович)

Москвичам этот памятник по душе явно не пришелся. Активно ходило мнение, хотя сам Зураб Церетели старался на этом не заострять внимание, что на самом деле изначально был создан монумент мореплавателя Колумба. Скульптор хотел его продать в разные страны, но желающих не нашлось. В итоге, Колумб был загримирован под российского императора и, как поговаривают, благодаря тесному знакомству автора с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым, нашел пристанище в столице.

Споры о том, что памятник необходимо демонтировать, не утихают до сих пор, однако реальных шагов со стороны московских властей не предпринимается. Нет, дело не в опасении «обидеть художника», а в том, что на демонтаж требуется весьма большое количество денег. Иными словами, дешевле его не трогать.

И, тем не менее, этот московский памятник расположился на последнем, десятом месте. Не все в нем так ужасно, тем более что в мире есть памятники, вызвавшие куда больше нареканий обывателей.

Статуя аббата Фариа (Индия)

На условной девятой строчке разместился памятник или статуя аббату Фариа, расположенный на Гоа (Индия), где, собственно, он (т.е. Фариа) и родился. Людям этот герой знаком по произведению Александра Дюма, ведь именно аббат Фариа сидел в темнице с будущим графом Монте-Кристо. Впрочем, данный персонаж не вымысел талантливого автора, а реальный человек, причем потомок индийских жрецов, и людям, интересующимся историей, известно, что именно Фариа познакомил Европу с гипнозом.

© Крылатское.ру | Статуя аббата Фариа (скульптор Рамчандра Пандуранг Камат)

Был он также и участником французской революции, выступал за освобождение Гоа. Как и его прототип, сидел в тюрьме, причем довольно долго – целых 17 лет. Однако в отличие от героя произведения Александра Дюма, выйдя на свободу, не умер, а занялся целительством и гипнозом. Фариа — человек великий, он, безусловно, оставил свой след в истории. И людям как раз не понравилось слишком примитивное представление о том, чем все-таки занимался Фариа. Иными словами, это как если бы вместо знаменитого памятника Пушкину в центре столицы поставили монумент, на котором был бы изображен Александр Сергеевич в магазине, выбирающий бумагу для своих трудов.

Метроном (США)

На восьмом месте нашего рейтинга разместился нелепый, так считали в свое время практически все нью-йорские газеты, монумент или художественная инсталяция «Метроном». Расположен он в Нью-Йорке. Впрочем, понять, что это именно метроном, довольно сложно, поэтому когда в 1999 году (специально к 2000 году) данная конструкция предстала перед глазами общественности, у многих на лице возникло некое недоумение. Слева расположены семь цифр, показывающие реальное время, с другой стороны, то есть с права, еще семь цифр, которые показывают, сколько осталось до конца суток. Из отверстия в центре течет струйка пара, которая в полночь и в полдень извергается мощной струей. Ниже, под золотым листом, расположен фрагмент скалы, на которой был воздвигнут Манхеттен. Как потом пояснили авторы – этот кусок булыжника должен символизировать геологическое время.

© Крылатское.ру | Метроном (авторы монумента Кристин Джонс и Эндрю Гинцель)

Задумка авторов, которые всего лишь хотели показать, что время можно считать по-разному, не пришлась по нраву жителям Нью-Йорка, прежде всего, своей чрезмерной замысловатостью и вычурностью из камней (простых) и золотых листов (больше похожих на дешевую медь), да и пар в центре не производил должного впечатления.

Читайте также:  Лучшее меню пуск для windows 10

Амабель (Южная Корея)

Помните сказку Бажова «Хозяйка медной горы»? Там главный герой Данила-мастер пытался из камня вытесать цветок. У него это не получалось, о чем он постоянно жалел. Автор этого «произведения искусства», по всей видимости, не жалеет, хотя местным жителям это растение кажется, мягко говоря, страшным. Впрочем, это и не цветок, просто, издалека он напоминает розу, что для жителей Сеула стало поводом данный памятник так и называть между собой.

© Крылатское.ру | Амабель (скульптор Фрэнк Стелла)

«Роза» выполнена из кусков искореженного металла, который был взят из корпуса самолета и, кстати, неспроста. Создатель этого памятника — известный скульптор и дизайнер Фрэнк Стела, посвятил свое произведение дочери друга, которая погибла в авиакатастрофе.

Несмотря на такую, в общем, трогательную историю, местным жителям монумент Амабель не понравился, и они хотели его переместить куда-нибудь подальше. Но как и в случае с памятником Петра в Москве, узнав, сколько это стоит, отложили свое решение. Правда, вокруг высадили деревья, чтобы хоть как-то прикрыть железное растение.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия)

На западе норвежской столицы есть огромный парк, известный во всем мире, правда, благодаря путеводителям, ведь именно в них указано – этот парк любой турист должен посетить обязательно. Примерно как Биг Бен в Великобритании, Саграда Фамилия в Испании и пр.

© Крылатское.ру | Парк скульптур Вигеланда (скульптор Густав Вигеланд)

Чем же так знаменит этот парк, кроме как огромной и ухоженной территорией? В парке установлено огромное количество скульптур, созданных одним творцом – Густавом Вигаландом. Ценители, ну, или те, кто себя таковыми считают, усматривают в его работах глубочайший смысл. Что же касается обывателей, которые не стесняются рассказать о своих впечатлениях, то они видят обычное нагромождение «человеческого мяса». Естественно, в металле. Композиции из уродливых и переплетенных между собой обнаженных тел (кстати, так и задумывал скульптор), младенцев-акселератов, женщин с волосами из змей, изображающих безумные пляски. Если местные жители к этому в целом привыкли, то туристы явного восторга не испытывают. Ну, или испытывают, но далеко не все.

Большой палец (Франция)

Пятое место по праву можно отдать «символу» кремов от грибка ногтей. По всей видимости, это произведение искусства навеяло создателям рекламного ролика сделать главным героем человека, вместо головы у которого большой палец.

© Крылатское.ру | Большой палец (скульптор Цезарь Бальдачини)

Скульптор Цезарь Бальдачини решил не много не мало, а увековечить свой большой палец. Судя по всему, с правой ноги. Находится он в столице Франции, но не в ее исторической части, а на окраине, где построены уже современные районы из стекла и металла. Изначально хотелось, чтобы эта скульптура стояла поближе к центру, то есть рядом с другими достопримечательностями. Но власти французской столицы решили не рисковать и выделили место подальше.

Кстати, подобные пальцы можно найти не только во Франции. Счастливыми обладателями также стали США и Южная Корея.

Статуя Майкла Джексона (Великобритания)

Англичане очень любили Майкла Джексона. Говорят, даже сильнее, чем американцы. Но один, видимо, так сильно, что решил увековечить память о «Короле Поп-музыки», заказав статую.

Этим «поклонником» стал владелец бывший владелец футбольного клуба Фулхэм Мохамед Аль-Файед (отец друга принцессы Дианы — Доди). Изначально статую, к недоумению других фанатов творчества Майкла Джексона, было решено разместить рядом со стадионом, которым, помимо всего прочего, на тот момент владел египетский миллиардер. Примечательно, но другие поклонники творчества певца уверяли, что Майк Джексон не просто не интересовался фунболом, он буквально ненавидел эту игру. Впрочем, это не мешало ему дружить с влиятельным миллиардером.

© Крылатское.ру | Статуя Майкла Джексона (скульптор неизвестен)

И вот некоторое время статуя Майкла Джексона, одетая в черные брюки и серебристый пиджак, в перчатках и с микрофоном, стояла около стадиона, раздражая не только поклонников певца, но и любителей футбола, которые не могли понять причину установки памятника именно в этом месте.

Впрочем, непонимание вызвало не только место, где установили памятник, но и его вид. Ряд английских СМИ довольно язвительно прошлись по этому творению. Впрочем, Аль-Файед не расстроился. Еще при открытии шедевра он заявил: «Если кому-то не по душе этот памятник, они могут идти ко всем чертям».

Впрочем, несколько лет спустя, в 2013 году памятник всё-таки демонтировали. «По заказу нового владельца Шада Хана статуя Майкла Джексона возле клуба Premier League Фулхэм в Лондоне была демонтирована и возвращена Мохаммеду Аль Файеду, другу Джексона», — сообщило тогда информационное агентство Ассошиэйтед Пресс.

После демонтажа, статуя некоторое время пылилась на складе принадлежавшему Мохамеду Аль Файеду. И вот наконец в начале 2014 года, по просьбе представителей национального музея футбола, она была, совершенно безвозмездно, перенесена непосредственно в музей где и находится в настоящее время.

Фонтан-памятник писающим мужчинам (Чехия)

Видимо, лавры знаменитого «Писающего мальчика» не дают покоя творцам, а, в частности, Дэвиду Черни. Именно он произвел на свет композицию, состоящую из двух высоких (более 2 метров) мужчин, которые стоят друг напротив друга и, смотря в глаза, справляют свою нужду. Писают они в небольшой бассейн, который по форме напоминает Чешскую республику.

© Крылатское.ру | Фонтан-памятник писающим мужчинам (скульптор Дэвид Черны)

Надо ли говорить, что местным жителям это изваяние явно пришлось не по душе. Нет, первое время к этому относились с юмором, пока не осознали, что так будет все время. Примечательно еще и то, что скульптор создал не просто памятник, он создал высокотехнологический продукт, который может зарабатывать. Речь не о монетках, которые бросают в небольшой бассейн, а о СМС-ках. Отправив одну на специальный телефон, в которой нужно указать желание, дальше можно не беспокоиться. Через некоторое время, желание будет «выписано» в бассейн, что означает его скорейшее исполнение.

Читайте также:  Рейтинг зимних костюмов для детей 6 7 лет

Фонтан Спаситель жизни (Германия)

«Нелепая гжель» — по всей видимости, именно это придет в голову туристам, увидевшим своими глазами это произведение современного искусства. Автором скульптуры, на которой изображена (в это сложно поверить) женщина в купальнике, слившаяся в экстазе с непонятным существом, является Ники де Сен-Фаль. Ее работы известны по всему миру, и эта не исключение. Споров относительно того, стоит ли такой памятник оставлять или нет, было много. Но победило современное искусство. Более того, этот памятник стал неким символом города, отчего рядовым гражданам легче явно не стало.

© Крылатское.ру | Фонтан Спаситель жизни (скульптор Ники де Сен-Фалль)

Фонтан Спаситель жизни из страны с замечательным пивом и жирными сосисками по праву занимают второе место.

Победителем рейтинга десяти самых уродливых памятников на земле стал «Кролик Дюрера». Примечательно, но и он находится в Германии, правда, на этот раз в городе Нюрнберг.

Кролик Дюрера (Германия)

Первый же совет, который стоит дать туристам – не нужно сюда приводить своих детей. Безусловно, они тоже должны привыкать к современному искусству, но лучше все-таки начать с чего-то более нейтрального.

© Крылатское.ру | Кролик Дюрера (скульптор Оттмар Хёрль)

Эта скульптура представляет собой огромного кролика, раздавившего человека. Но кролику не повезло, ведь его тушку уже начали пожирать мелкие кролики. Вот, собственно, и весь смысл.

Источник

Гигантский паук, мужчина, атакованный младенцами, и заяц-монстр: топ-10 самых уродливых памятников в мире

На третьей планете от Солнца тысячи, десятки тысяч памятников. В мраморе и граните, бронзе и стали, дереве и гипсе увековечены герои, подлецы, человеческие добродетели и пороки. Судить о художественных достоинствах таких монументов — дело неблагодарное, но мы честно попытались. Признавая право скульптора на самовыражение и творческую свободу, Onliner.by отобрал десятку памятников, которые сложно назвать иначе как странными и страшными.

1. «Фиеста», Альбукерке, США

«Эта пара находится вне времени: у обоих героев нет возраста, скульптура одновременно не современна, но и не исторична. Архетипические позы фигур — его мужественность, ее провокационная сексуальность — символизируют противостояние через разделяющий их барьер пола», — писал в свое время арт-критик влиятельной газеты The Los Angeles Times, на самом деле подобным набором слов доказывая бессмысленность существования арт-критиков. Скульптурная группа работы Луиса Хименеса изображает мужчину и женщину, танцующих традиционный мексиканский танец. При этом похожа она скорее на галлюцинацию, вызванную теми самыми веществами, которые с успехом производил вымышленный житель Альбукерке Уолтер Уайт в сериале «Во все тяжкие».

Первоначально композицию «Фиеста» установили в начале 1990-х на одном из пограничных пунктов на американо-мексиканской границе. Вероятно, правительство, заплатившее за эту работу $57 тыс., предполагало, что скульптура будет отпугивать нелегальных эмигрантов, пытающихся эту границу пересечь. Со своей задачей «Фиеста» не справилась, нервы мексиканцев оказались крепче, и скульптуру переместили на территорию кампуса Университета штата Нью-Мехико в Альбукерке. Теперь психологическому испытанию подвергаются ни в чем не повинные студенты и преподаватели этого вуза.

2. «Мама», Лондон, Великобритания

Это первая из серии одинаковых скульптур, сооруженных француженкой Луизой Буржуа по всему миру. Клоны паука высотой в 9 метров на рубеже 1990—2000-х появились в США, Канаде, Испании, Японии и Южной Корее. Кроме того, существует экземпляр, путешествующий по всему миру: сейчас, например, он установлен у Музея современного искусства в Стокгольме.

Поразительно, но в образе огромного паука Буржуа воплотила память о своей матери, причем ее она вовсе не ненавидела, а обожала. С точки зрения этого известного скульптора, паук символизирует материнскую силу, заботу и защиту, его способность ткать отражает реальные занятия мамы автора. Конечно, художник может видеть это и так, но мать, скорее всего, последнее, о чем вы подумаете при взгляде на работу Буржуа.

3. Памятник Иоанну Павлу II, Рим, Италия

В 2011 году на римской площади Чинквиченто открылся долгожданный памятник папе Иоанну Павлу II. Местные жители были шокированы: любимый миллионами людей по всему миру понтифик напоминал скорее фашистского лидера Бенито Муссолини.

Едва угадывающиеся черты непохожего лица, отсутствие рук, которые заменяла конструкция, похожая на сложенные крылья птеродактиля, — по мнению скульптора Оливьеро Райнальди, это должно было означать приветственный жест и одновременно пастырскую защиту, которую Кароль Войтыла нес людям. Авангардного облика публика решительно не поняла, и автору пришлось несколько переделать монумент, сгладив отдельные острые моменты. Общий образ при этом, конечно, остался и продолжает смущать римлян и туристов, привыкших к античному совершенству.

4. Памятник Эльтигенскому десанту, Керчь, Крым

В октябре — декабре 1943 года советские войска осуществили десантную операцию, в результате которой захватили плацдарм на Керченском полуострове в Крыму. Спустя 69 лет героям-десантникам установили памятник, немедленно вызвавший скандал своим, мягко говоря, своеобразным внешним видом.

Возмущенная общественность, деятели культуры и искусства указывали скульптору Константину Феодориди и чиновникам, одобрившим его творческий подход, на искаженные, непропорциональные черты лиц героев, их одежду, не соответствующую исторической правде, и сетовали на утрату традиций советского монументального реализма (в хорошем смысле). Чиновники в ответ обзывали всех критиков «дебилами». Оставляя оскорбления за скобками, можно лишь констатировать, что память героев определенно нуждается в куда более однозначных образах.

Читайте также:  Беговел топ лучших для детей от года

5. Парк Victoria’s Way, Раундвуд, Ирландия

Около ирландской деревушки Раундвуд на западе страны расположен парк Victoria’s Way («Путь Виктории»). Предназначена частная зона отдыха для медитаций и украшена 36 черными гранитными скульптурами, по задумке выполненными в индийском стиле. Кроме заурядных статуй Будды и слоноподобного бога Ганеши, есть среди представленного ассортимента и композиции, вызывающие озадаченность.

Скелет освобождается из гниющего кулака, ребенок вылезает из-под земли, а старик в истлевшей одежде пытается (судя по выражению лица, безуспешно) выбраться из болота. По мнению владельца парка, это должно способствовать неторопливой медитации и размышлениям о смысле собственной жизни, а авангардные скульптуры лишь напоминают о том, как сложен путь человека к счастью. Создание этого ансамбля заняло 20 лет.

6. «Разговор с Оскаром Уайльдом», Лондон, Великобритания

В середине 1990-х годов лондонские общественные активисты, объединившись с авторитетными актерами и писателями, задумались об установке в городе памятника великому ирландскому драматургу, при жизни подвергавшемуся гонениям. Победила на творческом конкурсе работа Мэгги Хэмблин, озаглавленная ею «Разговор с Оскаром Уайльдом».

Скульптор решила, что разговаривает с ней и публикой Уайльд из гроба, по совместительству играющего роль скамейки. При этом вылезли оттуда лишь его голова и одна рука. Для пущей убедительности они кажутся образованными бесчисленным множеством червеподобных организмов. «Это великий день для театра, для Лондона, для Ирландии, для семьи Оскара Уайльда, для всех его поклонников», — заявил председатель оргкомитета по установке памятника во время его открытия. Лучше и не скажешь.

7. Парк скульптур Вигеланда, Осло, Норвегия

Это одна из самых известных достопримечательностей норвежской столицы, апофеоз и главный результат творчества скульптора Густава Вигеланда. 229 различных монументальных групп, созданных автором на протяжении 35 лет (1907—1942), должны отражать всевозможные «состояния человека», его эмоции, отношения в коллективе, круговорот жизни. Некоторые работы наполнены настолько глубоким философским подтекстом, что понять (и принять) его слишком сложно.

Ярким образцом последнего тезиса является группа «Человек, атакованный младенцами». Обнаженный мужчина стоит на одной ноге, руками отмахиваясь, а второй ногой пиная нападающих на него младенцев-акселератов. Утрированные в духе межвоенного модернизма образы, порой нарочито уродливые, безумные не могут не вызвать эмоциональной реакции публики, гамма которой может быть крайне широкой. Если скульптор добивался именно ее, то задачу можно уверенно признать выполненной с успехом.

8. Мемориал Альберта Эйнштейна, Вашингтон, США

Бронзовый мемориал, посвященный памяти Альберта Эйнштейна, был открыт в 1979 году — к столетию со дня рождения великого ученого. Сидящую на бетонных ступенях фигуру установили перед зданием Национальной академии наук страны. Автор работы, Роберт Беркс, делал ее, вдохновляясь прижизненным бюстом Эйнштейна собственной работы. Только выглядит крупнейший физик XX века при этом так, как будто он уже умер.

Неизвестно, как оценил бы свой памятник с такой странной, неприятной фактурой поверхности сам Эйнштейн. Вполне возможно, что он отнесся бы к работе Беркса с юмором, столь ему свойственным.

9. Заяц Дюрера, Нюрнберг, Германия

В 1502 году немецкий живописец Альбрехт Дюрер зарисовал акварелью зайца. Этот фотореалистичный рисунок стал одной из первых датированных и подписанных работ будущего величайшего художника эпохи Ренессанса. В 1984 году Юрген Гертц решил повторить шедевр Дюрера на его родине, только уже в скульптурном виде.

Впрочем, это не единственная модификация, которой Гертц подверг оригинал. Его «Заяц» получился настоящим монстром, а вовсе не ласковой зверушкой, бегающей по утренней луговой росе. Мало того, что он своей циклопической тушей раздавил несчастного человека, так и его самого уже начинают пожирать зайцы более мелких размеров. Сон разума родил очередное чудовище.

10. «Истина», Илфракомб, Великобритания

В 2012 году вход в бухту английского города Илфракомб украсила необычная статуя. Огромная беременная женщина взгромоздилась на стопку юридических книг, держа в одной руке весы, а в другой — карающий меч. Изюминкой композиции стало то, что «истина», которую и символизирует женщина, оказалась наполовину препарирована.

Автор работы Дэмьен Хирст, знаменитый британский художник и по совместительству житель Илфракомба, называет ее «современной аллегорией правды и справедливости». Возмущенные натуралистичностью 20-метровой скульптуры жители населенного пункта утверждали, что она отчаянно дисгармонирует со старым викторианским городком. Муниципальные чиновники, бывшие инициаторами установки «Истины», в ответ достаточно справедливо указывали, что ее скандальность послужит дополнительным стимулом для туристов посетить курорт. Судя по прошедшим трем годам существования фигуры, чиновники оказались недалеки от истины. Памятник внимание привлекает.

Как ни относись к подобным арт-объектам, критикуя их эстетику или, наоборот, превознося смелость авторов и осуждая зашоренность консерваторов, очевидно, что вызываемый ими wow-эффект как таковой имеет позитивное значение. У нас в стране столь авангардные объекты, к сожалению, представить сложно. Мы по-прежнему живем в мире советского монументализма, банальной городской скульптуры и редких попыток сделать что-то смелое. Впрочем, всему свое время: появление такого рода художественных работ — лишь очередной признак развития общества, его толерантности к проявлению совершенно разных творческих интенций. Рано или поздно к этому придем и мы, после чего главным станет понять, что дискуссия, критика или одобрение, отрицание, гнев или принятие — это нормально.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector