- 10 самых удивительных школ мира
- Школа из контейнеров в Амстердаме
- Школа-практика в Провиденсе
- Школа трактористов на Алтае
- Школа для нелегалов в Тель-Авиве
- Школа без обязательств в Торонто
- Школа без границ
- Кочевые школы Крайнего Севера
- Школа-бункер в Нью-Мексико
- Школа здоровья в Ичне
- Топ-10 уникальных современных школ мира
10 самых удивительных школ мира
Забота об экологии и создание здоровой городской среды — главные тренды европейского градостроительства. Авторы этого проекта в буквальном смысле создали в школе отдельную экосистему. На территории бывшей промзоны «Рено» в парижском районе Булонь-Бийанкур появилось необычное здание с поросшими травой террасами и настоящим сквером на крыше. В здании находится детский сад, школа и спортивный комплекс для жителей близлежащих домов. Одна из внешних стен сложена из бетонных блоков так, чтобы вьющимся растениям было удобно её оплетать, а птицам — вить гнёзда. Кроме того, на уступах стены прорастает мох и дикие травы, так что со временем зеленью покроется всё здание.
Создатели школы надеются, что их проект послужит удачным примером озеленения городского ландшафта и другие застройщики ему последуют.
Школа из контейнеров в Амстердаме
Голландские архитекторы позаботились об экологии на свой лад, показав пример безотходного производства. De Kleine Kapitein — школа, построенная исключительно из контейнеров.
Это заведение появилось в 2009 году в качестве временного решения: из-за резкого роста населения новому району срочно требовалась ещё одна школа, но до начала учебного года оставалась всего пара месяцев. К счастью, после застройки района осталось много контейнеров-бытовок, из которых, как из конструктора, наскоро соорудили здание.
В таком виде школа должна была просуществовать всего год, но родители учеников предложили оставить её как есть. Здание успело стать достопримечательностью района, к тому же его оказалось очень легко перестраивать и ремонтировать, просто меняя модули местами и заменяя их на новые.
Школа-практика в Провиденсе
В 1995 году в американском штате Род-Айленд появилась школа Big Picture Learning, в которой параллельно с школьным образованием дети получают профессиональное. Первый же выпуск обернулся невероятным успехом: 98% ребят поступили в колледжи на стипендию. После этого на школу обратил внимание Билл Гейтс, известный сторонник нешаблонного обучения, и выделил ей грант на развитие, за счёт которого удалось открыть ещё 65 школ Big Picture Learning по всей Америке, а также в Канаде, Австралии, Италии и Нидерландах.
Школьники учатся группами по 15 человек, называемых советами. У каждого совета свой куратор, который помогает ребятам наладить учебный процесс и определиться с будущей специальностью. Каждый ученик занимается по индивидуальному учебному плану, в который обязательно входит стажировка. Два дня в неделю подросток встречается с представителями разных профессий и изучает основы их мастерства, чтобы выбрать дело своей жизни. В школе не ставят оценок, а программа составляется в зависимости от пожеланий ученика и его родителей.
Этим Big Picture Learning похожа на нашу «Домашнюю школу Фоксфорда», только у нас с учёбой ребятам помогают наставники, а с профориентацией — отдельный специалист, тьютор. Он изучает интересы и сильные стороны ребёнка и составляет для него индивидуальную программу.
Школа трактористов на Алтае
Овладеть профессией за школьные годы можно и в России — в посёлке Новороссийский на Алтае работает единственная в стране школа с фермерским уклоном.
Проект запустили в 1992 году, когда в регионе начался сельскохозяйственный кризис и руководство школы решило, что ковать новые кадры нужно смолоду. Программу дополнили растениеводство, земледелие, машиноведение и агроэкономика, а для младших классов ввели сельхозтруды. Школьников учат различать сорта зерновых, прогнозировать количество урожая по внешнему виду колоса, выращивать садово-огородные культуры и, конечно, водить и ремонтировать сельскохозяйственную технику. В распоряжении школы есть тракторный парк, слесарная и столярная мастерские и целых 250 гектаров пашни.
Собранный урожай школа продаёт, а выручку тратит на ремонт и закупку нового оборудования. Многие старшеклассники признаются, что работать на полях им нравится больше, чем сидеть за партой. По окончании школы проблем с трудоустройством у них не будет: вместе с дипломом об общем образовании они получат права тракториста-машиниста.
Школа для нелегалов в Тель-Авиве
В израильской школе «Бялик-Рогозин» учатся дети из 50 стран. У них разный цвет кожи, непохожие семьи, они почитают разных богов, но объединяет их одно: все они — беженцы и нелегальные иммигранты.
Многие оказались в Израиле без родных, документов и средств к существованию, некоторые никогда прежде не ходили в школу, но для работников «Бялик-Рогозин» нет своих и чужих: каждому ребёнку здесь дают не только знания, но и пищу, одежду, а порой даже укрытие от иммиграционной полиции.
В 2010 году документальный фильм «Больше не иностранцы» о школе и её учениках получил «Оскар», что привлекло внимание общественности к проблеме образования детей-нелегалов.
Школа без обязательств в Торонто
Канадская Альтернативная школа «АЛЬФА» (ALPHA Alternative school) — начальная школа с условиями, близкими к райским: здесь нет оценок, домашних заданий, строгого расписания и дисциплины в привычном школьном смысле. Единственное наказание, которое здесь применяется, — временный запрет на посещение любимых уроков.
Ученики сами решают, как провести день, — можно сидеть в библиотеке, мастерить собственный проект или ходить на занятия. Позиция учителей такова: каждый ребёнок — уникальная личность, которая развивается в своём темпе, и самое главное — этому развитию не мешать. Классы сформированы не по возрасту, а по интересам учащихся — есть с математическим уклоном или кулинарным. Пока одна группа детей лепит из пластилина, другая знакомится с азами философии. Уроки проводят не только учителя, но и сами ребята. Сверстники перенимают опыт друг у друга, а старшие заботятся о младших.
Все школьные конфликты решаются на совете, в котором участвуют дети и учителя. Вместе они пытаются найти решение, которое устроило бы всех. Мнение учеников учитывается даже при решении вопросов управления учебным заведением.
Конечно, учиться в такой школе мечтают очень многие, и на всех желающих не хватает мест. Руководство «АЛЬФЫ» решает эту проблему демократично: право учиться здесь разыгрывается в лотерею.
Школа без границ
Фотограф Джоан Макпайк (Joann McPike) в силу своей профессии проводит жизнь в путешествиях. Её семья нигде не задерживалась надолго, так что образование сына могло стать проблемой. Но Джоан нашла, возможно, лучшее решение: создала школу, которая путешествует вместе с ними.
THINK Global School — образовательный проект для старшеклассников. Группа учащихся, около тридцати подростков от 15 до 18 лет из разных стран, путешествуют по миру, каждый семестр проводя в новой стране. За три года обучения они успевают посетить двенадцать стран, где им предстоит овладеть местным языком, проникнуться культурой и научиться чему-то у специалистов разных отраслей.
В этой школе нет уроков по конкретным предметам, все занятия междисциплинарные. Например, в Ботсване ребята помогали учёным из Университета Южной Африки исследовать популяции местных животных: целыми днями разъезжали на грузовике по саванне, считали зверей и проводили статистические расчёты.
Руководство TGS признаётся, что главная особенность школы — не в путешествиях, а в подходе к обучению. Здесь учат не хорошо сдавать тесты, а приносить пользу миру: находить общий язык с разными людьми, быть готовым к любым изменениям в жизни и всегда следовать за мечтой.
Стоимость обучения одного человека в THINK Global School — 85 тысяч долларов в год без учёта авиабилетов. Это почти в 30 раз дороже, чем год обучения одиннадцатиклассника в «Домашней школе Фоксфорда» на самом дорогом тарифе. И пусть мы не предлагаем считать слонов на просторах Ботсваны, но наши уроки тоже не похожи на обычную школьную рутину, а учиться можно из любой точки мира, где есть интернет.
Кочевые школы Крайнего Севера
Задумывались ли вы когда-нибудь, как получают образование дети оленеводов? До недавнего времени у них была лишь одна возможность: проводить по несколько месяцев в школе-интернате, вдали от привычной кочевой жизни. Неудивительно, что большинство детей пренебрегали школой, предпочитая скитаться по тундре вместе со своими родными.
В XXI веке у них наконец появилась возможность совмещать и то, и другое: с 2008 года в Якутии работают кочевые школы — шатры, оборудованные спутниковым интернетом, устанавливаются на крупных стоянках кочевников. В такой школе до десяти учеников и два-три педагога. Обучение длится семь лет. Расписание подчинено традиционному укладу жизни оленевода: вместо физкультуры — уроки по ловле оленей и управлению упряжкой. Вместо технологии — резьба по кости и другие народные промыслы. Домашние задания и проверочные работы по классическим школьным предметам дети получают и отправляют на проверку через интернет.
Сейчас таких школ в Якутии более десятка, самая известная из них — «Кенэлэкэн» в Эвенкийском районе. Руководство республики планирует развивать этот проект и создать мобильные школы в каждом крупном племени оленеводов.
Школа-бункер в Нью-Мексико
Начальная школа «Або» — памятник ядерной угрозе, нависшей над миром во времена Карибского кризиса. В 1962 году мир находился на грани катастрофы — Советский Союз и США были готовы обменяться ядерными ударами, которые могли уничтожить обе страны. Президент Джон Кеннеди поручил муниципальным властям строить объекты инфраструктуры таким образом, чтобы они служили людям убежищами в случае атаки СССР.
В городе Артезия штата Нью-Мексико эту роль отвели начальной школе. В случае катастрофы она должна была стать приютом для 2 160 человек. Здание находится под землёй, на поверхность выступает лишь небольшая детская площадка. Школа имеет три выхода, каждый защищён стальной дверью весом по 800 килограмм. Благодаря этому и другим особенностям конструкции строение способно выдержать 20-мегатонный взрыв. За дверями расположены дезинфекционные камеры с антирадиационным душем. В здании есть дизельная электростанция, автономная вентиляция, запасы продовольствия, воды, медикаментов и даже небольшой морг.
К счастью, ничего из этого не пригодилось. Школа «Або» проработала до 1995 года, после чего была закрыта из-за слишком дорогого обслуживания. Сейчас там склад, а по соседству построена новая школа — «Эко», где ничего не напоминает о страшном конфликте.
Школа здоровья в Ичне
В городе Ичня Черниговской области Украины работает школа с уникальной оздоровительной программой, цель которой — вырастить детей, которые никогда не будут болеть. Для этого в школе применяется особая методика.
Создатели программы уверены, что учебный материал лучше усваивается в движении. Поэтому на каждом уроке проводится не менее пяти физкультминуток. При изучении таблицы умножения дети прыгают. Учитель, прежде чем задать вопрос, бросает ученику мячик — для повышения концентрации. Чтобы сформировать у школьников правильную осанку, им на головы кладут мешочки с йодированной солью, а чтобы избежать сезонных заболеваний, каждый ученик носит на шее контейнер от киндер-сюрприза с чесноком. Кроме того, лук и чеснок разложены на каждом подоконнике.
Нам не удалось найти достоверную статистику о заболеваемости ичнянских школьников, но мы искренне желаем им здоровья.
Топ-10 уникальных современных школ мира
Среда, формирующая сознание человека с ранних лет — это школа. Мы привыкли, что школа — это солидное здание, куда 1 сентября приходят дети в форме и с букетами, где звенит звонок, уроки проводятся за партами, строгий учитель вызывает ученика к доске… Но так происходит не везде. В мире существуют учебные заведения, в которых индивидуальный подход к ученикам и свобода действий имеют первостепенное значение. Школы, приспосабливающиеся к потребностям своих учеников, к окружающей среде, в которой построены, к реальности, которая может диктовать свои условия. Мы подготовили ТОП-10 самых необычных школ мира, в которых учебный процесс становится захватывающим приключением. О Вальдорфской школе в Нидерландах, «зеленой» школе на месте бывшего завода Renault в Париже, о сельской школе, которая круче большинства «городских» и других «школах будущего» вы прочитаете прямо сейчас!
Marecollege. Лейден, Нидерланды
Авторы: 24H Architecture.
Marecollege — это Вальдорфская школа в Нидерландах, местоположение которой потребовалось перенести из-за новых градостроительных планов в Лейдене. Бюро 24H Architecture было поручено помочь с переездом, превратив заброшенное школьное здание 60-х годов на Суматрастрате в красивую школу для 450 учеников. Архитекторы придумали новые интересные формы для расширения существующей структуры и использовали натуральные материалы для создания здоровой, теплой и стимулирующей среды обучения.
Внутри новой выразительной формы главного здания, получившего название «лемнискат», разместился новый центральный зал. Фасад главного здания облицован кирпичом, остальные корпуса обшиты деревянными панелями необычных форм, создающими оригинальные узоры с помощью теней. Во внутреннем дворе расположилась детская площадка, а в корпусах — 32 помещения, среди которых — танцевальный зал и классы Вальдорфской школы — для обучения органической кулинарии, рисованию, живописи и текстильной работе.
Школа в Паредиш. Португалия |
Авторы: студия Nuno Lacerda Lopes.
Двухэтажное здание находится в городе Паредиш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположился детский сад, а на втором — начальная школа. Особо внимательно архитекторы подошли к планировке здания и его функциональности. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не посбивали малышей.
Школьное здание обшито вертикальными деревянными панелями и имеет вытянутую форму с хаотичным расположением окон. Торцевые фасады максимально открыты солнечному свету благодаря сплошному остеклению. Скатная динамичная крыша школы в сочетании с ритмичной композицией окон создают игривое настроение, стимулирующее детей на занятия творчеством и развивая их воображение.
Международная школа Дебрецена. Венгрия |
Авторы: BORD Architectural Studio
В основе концепции Международной школы Дебрецена — круг. Эта простая форма символизирует защиту, союз и объединение, и мягко сливается с соседней лесной зоной. Школа расположена недалеко от Надьердо, городского парка Дебрецена (второго по величине города Венгрии), в развивающемся и популярном жилом районе под названием «Паллаг». Здание настолько естественно вписано в окружающий контекст, что невозможно догадаться о том, насколько непросто было создать эту интеграцию. Лес стал частью спроектированного объекта и было важно сохранить его внутреннюю структуру и внешний вид.
Здание вмещает до 500 учеников и имеет различные по размеру классы для трех возрастных групп с довольно непохожими потребностями. Для самых маленьких детей архитекторы создали совершенно самостоятельный мир внутри здания с индивидуальным входом. Выделена большая территория для непосредственного использования детьми детского сада и учащимися начальных классов.
Общественные зоны, административные офисы, актовый зал и столовая расположены на первом этаже, второй этаж отведен полностью под обучение. Просторные аудитории расположены так, что между ними образуются продольные, динамически пульсирующие пространства. Эта структура продолжается и за пределами здания, в направлении леса, следуя по круговой линии и создавая садовые участки как переход между искусственной и естественной средами обитания.
Авторы: Институт дизайна ландшафта и архитектуры Китайской академии искусств и студия Wangwei. Урбанизация оказывает огромное влияние на сельские школы в Китае, и эта начальная школа не стала исключением. Она считалась «отсталой», с устаревшим оборудованием и недостаточным количеством учителей. Ключевой целью проекта стала необходимость создания лучших условий для получения образования и улучшения окружающей среды. Школа была похожа на большинство школ в Китае — ничем не примечательное здание без связи с природной средой. В основу дизайна обновленной школы легли скатные крыши и окружающая холмистая местность. Лестницы, веревочные мосты, горки и тоннели образовали единый канал, похожий на извилистую дорогу в горах. Он переплетается с бамбуковым лесом, фруктовыми деревьями, горными цветами и небольшим бассейном. Канал соединяет тематические корпуса различной высоты, в которых расположились классные комнаты с пространствами для чтения, игр, коммуникационных исследований и наблюдений, с волшебным миром миниатюрных горных деревень. Школа похожа на уютный дом, где дети свободно растут на природе. С помощью разноцветных панелей из поликарбоната, плитки terrazzo, деревянных досок, имитирующих бамбук, складывающихся окон и дверей, архитекторы создали здоровое, художественное, естественное место для жизни, в котором дети могут наблюдать за горами, облаками, ветром и звездами. То, чего очень хотят дети, учителя и родители, и чего так не хватает большинству городских и сельских школ.
Создатели Школы науки и спорта в колледже Брайтона бросили вызов традиционному характеру учебных зданий — бесконечным коридорам и навязанной тишине — вместо этого объединили объемы и создали эффектное здание с живыми пространствами, в которых деятельность не диктуется школьным расписанием. Процессы обучения происходят как снаружи, так и внутри классов, дизайн сформулировал новую идею образовательного пространства, усилив взаимодействие и обмен знаниями. Зачем отделять спорт от науки? Вместо этого архитекторы ОМА решили слить спортивную зону и научный блок в один линейный объем с игровым полем в конце. Основные спортивные помещения находятся на одном уровне с полем, и спортивный зал выходит прямо на него. Научный блок, который включает в себя классы, лаборатории и оранжерею, «окутал» спортивные площадки. Социальные коммуникации между учениками стали основой концепции: открытое пространство стимулирует неформальное общение. Перепады уровней, лестницы и масштабное остекление визуально связывают мероприятия, происходящие в обоих направлениях, и вызывают неожиданный обмен между различными дисциплинами. Отдельные компоненты здания подвергаются воздействию друг друга: крытая беговая дорожка на первом этаже видна с верхних уровней, в классах есть окна от пола до потолка, даже вытяжки в классах химии сделаны прозрачными — что позволяет ученикам, идущим по коридору, наблюдать за бесконечными экспериментами. Бюро OMA выиграло конкурс, организованный в 2013 году, когда колледж Брайтона нуждался в расширении научной школы и создании современного спортивного сооружения для развития таланта и физического благополучия. В техническом задании спортивный центр и научный отдел были представлены как два отдельных проекта. После пересмотренного брифа в 2013 году и второго этапа конкурса в 2014 году, проект был утвержден в 2015 году, а еще через 2 года началось строительство.
|